Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
люции Николай Островский. На поверхности созвучие фамилии генерала- инвалида Урчагина с фамилией известного героя романа «Как закалялась сталь» Павла Корчагина. Пародия, создаваемая Пелевиным, кощунствен- но-грубовата, но, увы, справедлива. Генерал слеп, обезножен, передвигает ся на инвалидной коляске. Произносит пафосные речи «со слезой», мудро советует «на ушко». Он скорее всего и сам не осознает того, какую мета морфозу совершило над ним «дело всей его жизни». Мертвая цель зер кально отразилась в неживом облике генерала. Единственное, что он мо жет передать своим ученикам, —счастливая готовность умереть за пору ченное государством Дело. Урчагин - фигура, далеко не однозначно вос принимаемая читателями, прошедшими идеологическую школу СССР. Есть в нем нечто сокровенно родное: некое общеотцовское качество, вы зывающее смешанное чувство жалости и отвращения. Такое отвращение нельзя не испытывать к диктату ложного учительства, узурпации государ ственной власти над развитием и воспитанием молодого поколения в духе героического самопожертвования. Другие учителя и наставники Омона Ра не менее изобретательны во лжи. Обращает на себя внимание «доктор философских наук в отставке», преподаватель курса «Общей теории Луны» Иван Евсеевич Кондратьев. Его лекции —чистой воды тарабарщина: смесь марксизма, поэтических ци тат и непроверенных исторически фактов. Этот, с позволения сказать, поэт-теоретик, пытается прежде всего воздействовать на эмоции своих слушателей. Обреченным на самоликвидацию космонавтам он то с гру стью, то с воодушевлением читает стихи, цитирует философские трактаты. Педагоги стараются смоделировать сознание курсантов по выгодно му им образцу и подобию. Надо признать, многое удается: люди под влия нием умелой пропаганды покорно идут на выполнение смертельных зада ний. Вот только не надо заблуждаться относительно того, что у них за ду шой. Оставаясь наедине с собой, «мальчики» прокручивают в памяти пес ни Pink Floyd, а не навязанные радиостанцией «Маяк» душещипательные мотивы советских композиторов. На глазах вырастает новое поколение, от гораживающееся стеной от соглядатаев и воспитателей Центра Полетами. У этих молодых людей постепенно складываются иные представления о цен ностях жизни. Жить не для безымянного подвига, а ради удовольствия при общения к Миру - вот, что становится для них желанным. Однако соци альная реальность диктует свои правила и законы. Нельзя не отдать долж ное мастерству Пелевина, когда он описывает последовательную, так ска зать, ступенчатую ликвидацию участников полета на Луну. Каждая судьба оплакивается писателем. Перед тем как нажать роковую кнопку, юноши вспоминают детство, просто болтают о пустяках, молчат о чем-то своем. Насилие над их жизнью способно потрясти воображение читателей. Мучи тельно осознаешь, что все творимое с ними и над ними —преступление! Выжить, да и то чудом (осечка) удается только Омону Ра. Тщетны усилия 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz