Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

люции Николай Островский. На поверхности созвучие фамилии генерала- инвалида Урчагина с фамилией известного героя романа «Как закалялась сталь» Павла Корчагина. Пародия, создаваемая Пелевиным, кощунствен- но-грубовата, но, увы, справедлива. Генерал слеп, обезножен, передвигает­ ся на инвалидной коляске. Произносит пафосные речи «со слезой», мудро советует «на ушко». Он скорее всего и сам не осознает того, какую мета­ морфозу совершило над ним «дело всей его жизни». Мертвая цель зер­ кально отразилась в неживом облике генерала. Единственное, что он мо­ жет передать своим ученикам, —счастливая готовность умереть за пору­ ченное государством Дело. Урчагин - фигура, далеко не однозначно вос­ принимаемая читателями, прошедшими идеологическую школу СССР. Есть в нем нечто сокровенно родное: некое общеотцовское качество, вы­ зывающее смешанное чувство жалости и отвращения. Такое отвращение нельзя не испытывать к диктату ложного учительства, узурпации государ­ ственной власти над развитием и воспитанием молодого поколения в духе героического самопожертвования. Другие учителя и наставники Омона Ра не менее изобретательны во лжи. Обращает на себя внимание «доктор философских наук в отставке», преподаватель курса «Общей теории Луны» Иван Евсеевич Кондратьев. Его лекции —чистой воды тарабарщина: смесь марксизма, поэтических ци­ тат и непроверенных исторически фактов. Этот, с позволения сказать, поэт-теоретик, пытается прежде всего воздействовать на эмоции своих слушателей. Обреченным на самоликвидацию космонавтам он то с гру­ стью, то с воодушевлением читает стихи, цитирует философские трактаты. Педагоги стараются смоделировать сознание курсантов по выгодно­ му им образцу и подобию. Надо признать, многое удается: люди под влия­ нием умелой пропаганды покорно идут на выполнение смертельных зада­ ний. Вот только не надо заблуждаться относительно того, что у них за ду­ шой. Оставаясь наедине с собой, «мальчики» прокручивают в памяти пес­ ни Pink Floyd, а не навязанные радиостанцией «Маяк» душещипательные мотивы советских композиторов. На глазах вырастает новое поколение, от­ гораживающееся стеной от соглядатаев и воспитателей Центра Полетами. У этих молодых людей постепенно складываются иные представления о цен­ ностях жизни. Жить не для безымянного подвига, а ради удовольствия при­ общения к Миру - вот, что становится для них желанным. Однако соци­ альная реальность диктует свои правила и законы. Нельзя не отдать долж­ ное мастерству Пелевина, когда он описывает последовательную, так ска­ зать, ступенчатую ликвидацию участников полета на Луну. Каждая судьба оплакивается писателем. Перед тем как нажать роковую кнопку, юноши вспоминают детство, просто болтают о пустяках, молчат о чем-то своем. Насилие над их жизнью способно потрясти воображение читателей. Мучи­ тельно осознаешь, что все творимое с ними и над ними —преступление! Выжить, да и то чудом (осечка) удается только Омону Ра. Тщетны усилия 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz