Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
ет трогательную песню про «прекрасное далеко», которое, по его наивной вере, не должно «быть к нему жестоко». Но как и от кого можно ожидать милосердия при общепринятой системе ценностей, игнорирующей челове ческую личность, индивидуальное «я»? Как можно не страдать от попра ния красоты и гармонии мира? И Омон Ра невольно учится этому страда нию, так как заведенный в стране порядок последовательно отнимает у не го все, что он любит и чем дорожит. Прежде всего у юноши отбирают мечту о Небе. Вернее, ее подменя ют каким-то суррогатом, псевдопатриотическим бредом. Омон стремится поступить в обыкновенное (как ему кажется) летное училище и стать лет чиком. Но не тут-то было! Училище им. Мересьева всех своих курсантов штампует под легендарного героя войны: для полного сходства им при по ступлении ампутируют ступни ног. После этого о летной карьере боль шинству приходится забыть: по окончании училища обезноженных юно шей ждет ансамбль песни и пляски ПВО или... самоубийство. Более «ве зучих» и «преданных» оставляют на секретной службе в Центре Полетов (Ландратов), а особенно одаренных, тех, кто наделен способностью меч тать, не подвергают операции, а готовят к главному подвигу их короткой, но яркой жизни: полету в Космос. Им суждено стать «смертниками». Омон сразу приглянулся генералу Урчагину, это и определило его назначение в элитную группу космонавтов. В ней курсантов отучали ис пытывать лишние эмоции. Самой большой утратой для героя становится расстрел его друга Мишки, обвиненного Центром в предательстве. Из Омо- наже должен получиться робот, слепой исполнитель чужого приказа, но он не перестает чувствовать себя живым человеком. Более того, чувство соб ственного достоинства начинает диктовать ему его поступки. Он становит ся чуть иным, хотя до поры до времени не выступает против законов Центра. Кто же те люди, которые формируют мировоззрение и жизненную позицию будущего космонавта? Все они, фигурально выражаясь, демоны мрака, направляющие «Бога Солнца» по ложному лунному пути. Пелевин создает целую галерею образов-наставников. На первый взгляд, они ко мичны, по сути - страшны. Это знакомые фигуры советской партийной идеологии. Писатель не щадит тех, кто в той или иной мере пропагандиро вал ложные идеи, формируя при этом людей-калек: душевных и физиче ских. Воспитатели Омона —слепые фанаты дела Космоса. Задачи, которые они ставят перед собой и другими, превосходят обыкновенные человече ские возможности. Требуется героическое сверхусилие, чтобы достигнуть желаемого результата: гибели за престиж отечественной космонавтики. Вспомним, что именно сверхчеловеческого напряжения потребовали от людей суровые идеологии революции, Гражданской войны, социали стического строительства. К прославлению нечеловеческого перенапряже ния всех сил призывали и агитатор-горлан Владимир Маяковский, и ран ний, еще коммунистический Андрей Платонов, и отдавший все силы Рево 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz