Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

ет трогательную песню про «прекрасное далеко», которое, по его наивной вере, не должно «быть к нему жестоко». Но как и от кого можно ожидать милосердия при общепринятой системе ценностей, игнорирующей челове­ ческую личность, индивидуальное «я»? Как можно не страдать от попра­ ния красоты и гармонии мира? И Омон Ра невольно учится этому страда­ нию, так как заведенный в стране порядок последовательно отнимает у не­ го все, что он любит и чем дорожит. Прежде всего у юноши отбирают мечту о Небе. Вернее, ее подменя­ ют каким-то суррогатом, псевдопатриотическим бредом. Омон стремится поступить в обыкновенное (как ему кажется) летное училище и стать лет­ чиком. Но не тут-то было! Училище им. Мересьева всех своих курсантов штампует под легендарного героя войны: для полного сходства им при по­ ступлении ампутируют ступни ног. После этого о летной карьере боль­ шинству приходится забыть: по окончании училища обезноженных юно­ шей ждет ансамбль песни и пляски ПВО или... самоубийство. Более «ве­ зучих» и «преданных» оставляют на секретной службе в Центре Полетов (Ландратов), а особенно одаренных, тех, кто наделен способностью меч­ тать, не подвергают операции, а готовят к главному подвигу их короткой, но яркой жизни: полету в Космос. Им суждено стать «смертниками». Омон сразу приглянулся генералу Урчагину, это и определило его назначение в элитную группу космонавтов. В ней курсантов отучали ис­ пытывать лишние эмоции. Самой большой утратой для героя становится расстрел его друга Мишки, обвиненного Центром в предательстве. Из Омо- наже должен получиться робот, слепой исполнитель чужого приказа, но он не перестает чувствовать себя живым человеком. Более того, чувство соб­ ственного достоинства начинает диктовать ему его поступки. Он становит­ ся чуть иным, хотя до поры до времени не выступает против законов Центра. Кто же те люди, которые формируют мировоззрение и жизненную позицию будущего космонавта? Все они, фигурально выражаясь, демоны мрака, направляющие «Бога Солнца» по ложному лунному пути. Пелевин создает целую галерею образов-наставников. На первый взгляд, они ко­ мичны, по сути - страшны. Это знакомые фигуры советской партийной идеологии. Писатель не щадит тех, кто в той или иной мере пропагандиро­ вал ложные идеи, формируя при этом людей-калек: душевных и физиче­ ских. Воспитатели Омона —слепые фанаты дела Космоса. Задачи, которые они ставят перед собой и другими, превосходят обыкновенные человече­ ские возможности. Требуется героическое сверхусилие, чтобы достигнуть желаемого результата: гибели за престиж отечественной космонавтики. Вспомним, что именно сверхчеловеческого напряжения потребовали от людей суровые идеологии революции, Гражданской войны, социали­ стического строительства. К прославлению нечеловеческого перенапряже­ ния всех сил призывали и агитатор-горлан Владимир Маяковский, и ран­ ний, еще коммунистический Андрей Платонов, и отдавший все силы Рево­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz