Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

периода (70—80-е гг.), безусловно, наметился перелом, позволяющий трез­ во взглянуть на то, что скрывается за фасадом прославляющей героизм официальной идеологии. Поколение «послеперестроечных» прозаиков по­ ставило уже все точки над i. Пелевин один из первых вывел, если можно так сказать, на чистую воду ханженские ухищрения рьяных строителей коммунизма. В центре романа «Омон Ра» всего одна судьба. Но она пока­ зательна. Герой произведения —тот, кто в силу личных качеств и сложив­ шихся обстоятельств не оправдал возложенных на него государственной машиной обязательств и смог-таки вырваться из «паутины» ложного долга в свободу личного выбора. Поговорим о нем чуть подробнее. Кто он - Омон Ра? Настоящее имя юноши - Омон Кривомазов. Созвучие с известной фамилией «династии» героев Достоевского, конечно же, не случайно. Омон (имя придумал сыну отец для облегчения его —сына - будущей милицейской карьеры) самой историей лишен духовных проблем богоискательства. В отличие от героев Достоевского, он изначально мало озабочен поисками своего «я» и готов идти по накатанной дороге выпускника летного училища. Но и сама доро­ га, и вступающий на нее молодой человек оказываются в итоге не столь предсказуемыми. Кривомазова за преданность мечте о Небе берут в элит­ ные войска «специального назначения»: готовят к полету на Луну! Омон проходит ряд, прямо скажем, далеких от гуманности испытаний и неволь­ но осознает свою «марионеточную роль». Сила Ра в том, что он оказывает­ ся способным защитить вдруг открывшееся ему «я», ощутить жизнь как дар, а посягательство на нее людей из Центра Управления Полетами как преступление. Омон Ра —исключение из общего правила. Он «вываливает­ ся» из ряда послушных исполнителей чужой воли. Почему? Скорее всего потому, что в нем присутствует некое подобие души. Родители - рано умершая мать и пьющий отец, мечтающий лишь о небольшом «унавожен­ ном» участке земли, —не могли развить в ребенке душевность. О душе, ко­ торая «живет в теле, как < ...> хомячок живет в кастрюльке < ...> и эта ду­ ша - часть Бога, который всех нас создал», впервые заговорила набожная старушка-соседка, заронив тем самым семена будущего страдания в судьбе доверенного ей на время ребенка. Тот, у кого есть душа, не может не ощущать дискомфорта от обще­ ния с реальным миром. Несовершенство людей и обстоятельств более все­ го угнетает ранимую «внутреннюю организацию». Душа ищет пристанища то в мечтах, то в деяниях, не сразу выходя на единственно праведный путь веры и дарованного ею Света. Вот и Омон Кривомазов, отличаясь от дру­ гих мечтательностью и чувствительностью, интуитивно устремлен к нему. Показательно его «прозвище» - Ра. Его дали космонавту-камикадзе в учи­ лище, и он оправдал вложенный в имя смысл. Согласно легенде, Бог Ра призван сражаться с подземными демонами мрака, чтобы каждое утро воз­ вещать людям Земли о солнечном свете. Эту миссию возьмет на себя Омон. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz