Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
периода (70—80-е гг.), безусловно, наметился перелом, позволяющий трез во взглянуть на то, что скрывается за фасадом прославляющей героизм официальной идеологии. Поколение «послеперестроечных» прозаиков по ставило уже все точки над i. Пелевин один из первых вывел, если можно так сказать, на чистую воду ханженские ухищрения рьяных строителей коммунизма. В центре романа «Омон Ра» всего одна судьба. Но она пока зательна. Герой произведения —тот, кто в силу личных качеств и сложив шихся обстоятельств не оправдал возложенных на него государственной машиной обязательств и смог-таки вырваться из «паутины» ложного долга в свободу личного выбора. Поговорим о нем чуть подробнее. Кто он - Омон Ра? Настоящее имя юноши - Омон Кривомазов. Созвучие с известной фамилией «династии» героев Достоевского, конечно же, не случайно. Омон (имя придумал сыну отец для облегчения его —сына - будущей милицейской карьеры) самой историей лишен духовных проблем богоискательства. В отличие от героев Достоевского, он изначально мало озабочен поисками своего «я» и готов идти по накатанной дороге выпускника летного училища. Но и сама доро га, и вступающий на нее молодой человек оказываются в итоге не столь предсказуемыми. Кривомазова за преданность мечте о Небе берут в элит ные войска «специального назначения»: готовят к полету на Луну! Омон проходит ряд, прямо скажем, далеких от гуманности испытаний и неволь но осознает свою «марионеточную роль». Сила Ра в том, что он оказывает ся способным защитить вдруг открывшееся ему «я», ощутить жизнь как дар, а посягательство на нее людей из Центра Управления Полетами как преступление. Омон Ра —исключение из общего правила. Он «вываливает ся» из ряда послушных исполнителей чужой воли. Почему? Скорее всего потому, что в нем присутствует некое подобие души. Родители - рано умершая мать и пьющий отец, мечтающий лишь о небольшом «унавожен ном» участке земли, —не могли развить в ребенке душевность. О душе, ко торая «живет в теле, как < ...> хомячок живет в кастрюльке < ...> и эта ду ша - часть Бога, который всех нас создал», впервые заговорила набожная старушка-соседка, заронив тем самым семена будущего страдания в судьбе доверенного ей на время ребенка. Тот, у кого есть душа, не может не ощущать дискомфорта от обще ния с реальным миром. Несовершенство людей и обстоятельств более все го угнетает ранимую «внутреннюю организацию». Душа ищет пристанища то в мечтах, то в деяниях, не сразу выходя на единственно праведный путь веры и дарованного ею Света. Вот и Омон Кривомазов, отличаясь от дру гих мечтательностью и чувствительностью, интуитивно устремлен к нему. Показательно его «прозвище» - Ра. Его дали космонавту-камикадзе в учи лище, и он оправдал вложенный в имя смысл. Согласно легенде, Бог Ра призван сражаться с подземными демонами мрака, чтобы каждое утро воз вещать людям Земли о солнечном свете. Эту миссию возьмет на себя Омон. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz