Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

вверх и вперёд, страсть к отъездам, уходам, побегам. Множество стихов и песен посвящено этой теме, перечислить всё практически невозможно, но выразительнее формулы Лучше гор могут быть только горы, на кото­ рых ещё не бывал - не придумаешь. Давно замечено исследователями и то, что герой Высоцкого всегда возвращается («просто некуда деться»); иногда он выбирает маршрут, руководствуясь логикой абсурда («лечу ту­ да, где принимают»). Со временем желание просто ухода как смены одной географической точки на другую сменяется надрывной опрометчивой го­ товностью сгинуть или совершить побег из вымышленной зоны, невзирая на трагические смертельные последствия. Герой Высоцкого как бы готов к окончательному разрыву с опостылевшей (и всё-таки очень ценимой им) жизнью, но что-то держит на поверхности, не даёт окончательно уйти в пучину. В этом отношении весьма показательна песня «Упрямо я стремлюсь ко дну...». И именно она не может не вызвать ассоциаций с погружением в Урал любимых героев Пелевина. Но там уходили в Нирвану с тихой радо­ стью, здесь же - сопротивление физической гибели, ностальгическое вос­ поминание о земном: Там, на земле, — и стол и дом, Там - я и пел и надрывался; Я плавал всё же — хоть с трудом, Но на поверхности держался. В итоге - «вода выталкивает вон и глубоко не принимает». Строки красноречивые и вполне символические. Автор не порывает с б ы т и е м — пусть уродливым, несовершенным, но родным, л и ч н ы м . В нём - дом, быт и осёдлость. Не без бунта поэт смиряется с отечеством, но на разрыв не способен. Так рождаются горькие, но правдивые стихи: А мы живём в мертвящей пустоте, — Попробуй, выдави — так брызнем гноем, - И страх мертвящий заглушаем воем — И те, что первые, и люди, что в хвосте... И обязательные жертвоприношенья, Отцами нашими воспетые не раз, Печать поставили на наше поколенье - Лишили разума, и памяти, и глаз. Жертвоприношенье отцам... Это целая тема в русской литературе: с «Братьями Карамазовыми» Фёдора Достоевского, с греховной и ложной идеей отцеубийства. В советскую эпоху тема разовьётся под лозунгом единства поколений, верности заветам дедов и отцов. Героический ореол гражданской, святость Великой Отечественной... К миссии крушения главных - отцовских! - авторитетов Высоцкий был морально не готов. Само понятие Отца воспринималось им и его по­ колением не с духовно-религиозной (Бог-отец), а с политической (отец на­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz