Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
вверх и вперёд, страсть к отъездам, уходам, побегам. Множество стихов и песен посвящено этой теме, перечислить всё практически невозможно, но выразительнее формулы Лучше гор могут быть только горы, на кото рых ещё не бывал - не придумаешь. Давно замечено исследователями и то, что герой Высоцкого всегда возвращается («просто некуда деться»); иногда он выбирает маршрут, руководствуясь логикой абсурда («лечу ту да, где принимают»). Со временем желание просто ухода как смены одной географической точки на другую сменяется надрывной опрометчивой го товностью сгинуть или совершить побег из вымышленной зоны, невзирая на трагические смертельные последствия. Герой Высоцкого как бы готов к окончательному разрыву с опостылевшей (и всё-таки очень ценимой им) жизнью, но что-то держит на поверхности, не даёт окончательно уйти в пучину. В этом отношении весьма показательна песня «Упрямо я стремлюсь ко дну...». И именно она не может не вызвать ассоциаций с погружением в Урал любимых героев Пелевина. Но там уходили в Нирвану с тихой радо стью, здесь же - сопротивление физической гибели, ностальгическое вос поминание о земном: Там, на земле, — и стол и дом, Там - я и пел и надрывался; Я плавал всё же — хоть с трудом, Но на поверхности держался. В итоге - «вода выталкивает вон и глубоко не принимает». Строки красноречивые и вполне символические. Автор не порывает с б ы т и е м — пусть уродливым, несовершенным, но родным, л и ч н ы м . В нём - дом, быт и осёдлость. Не без бунта поэт смиряется с отечеством, но на разрыв не способен. Так рождаются горькие, но правдивые стихи: А мы живём в мертвящей пустоте, — Попробуй, выдави — так брызнем гноем, - И страх мертвящий заглушаем воем — И те, что первые, и люди, что в хвосте... И обязательные жертвоприношенья, Отцами нашими воспетые не раз, Печать поставили на наше поколенье - Лишили разума, и памяти, и глаз. Жертвоприношенье отцам... Это целая тема в русской литературе: с «Братьями Карамазовыми» Фёдора Достоевского, с греховной и ложной идеей отцеубийства. В советскую эпоху тема разовьётся под лозунгом единства поколений, верности заветам дедов и отцов. Героический ореол гражданской, святость Великой Отечественной... К миссии крушения главных - отцовских! - авторитетов Высоцкий был морально не готов. Само понятие Отца воспринималось им и его по колением не с духовно-религиозной (Бог-отец), а с политической (отец на 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz