Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Раздел 3. ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ ИСТОРИЯ И пустотд К вопросу о постмодернизме Всё гениальное и не­ допонятое - всплеск и шалость - Спаслось и скрылось в глубине, - Всё, что гналось и запрещалось. В. Высоцкий Лично я люблю полную свободу — быть неизвестным. Кастанеда Высоцкий и Пелевин. Есть ли резон в сопоставлении этих имён? Да, если учесть, что за ними - красноречиво выраженное состояние време­ ни, общества и литературы. Они кажутся антиподами. Но для того чтобы появился на свет зага­ дочный постмодернистский феномен Пелевина, необходимо было сфор­ мироваться и —одновременно с крушением всей доперестроечной эпохи - завершиться Владимиру Высоцкому. Мысля диалектически, можно пред­ положить, что в последнем поэте исторического застоя семидесятых уже таился прорыв в бездонную пустоту переживаемого нами сегодня времени. Современная отечественная литература и пестра, и мутна. Широкий читатель её практически не знает, критика высказывает самые противоре­ чивые суждения. Из общей невнятицы выделяется несколько имён, среди них - имя Виктора Пелевина. Его «Чапаев и Вустота», «Жёлтая страна», «Жизнь насекомых», «Омон Ра», «Девятый сон Веры Павловны», «Genera­ tion “ГГ», некоторые рассказы всерьёз заинтересовали и сугубо молодёж­ ную, и высокоинтеллектуальную университетски-профессорскую среду. Наряду с новейшими постмодернистскими приёмами, в них - нешуточная боль автора за судьбу России. Проблематика пелевинских бестселлеров вписывается в круг вечных национальных вопросов типа «Кто виноват?» и «Что делать?». Кроме вопросов, автор предлагает читателям и ответы. Они существенно отличаются от нравственных программ и итогов шестидесят­ ников (в том числе и Высоцкого). Этим и привлекают. Намечается серьёзное противостояние поколений в литературе. За уходящими —полная и глубоко трагическая зависимость от исторической необходимости жить, творить и по возможности сопротивляться в устояв­ шемся социуме; за пришедшими —ощущение разрушенного в одночасье старого мира и погружение в «ничто»: отсутствие точного знания, конкрет­ ных форм привычного бытия, стереотипов идеологического сознания и т.д. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz