Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.
Назвать книгу JI. Петрушевской «По дороге бога Эроса» в полной мере философской, наверное, трудно. В ней предпринята попытка осмыс лить законы жизни и смерти, которыми руководствуется современный мир. Писательница невольно выходит на «вечные» темы и берется утвер ждать, что смерть происходит от недостатка любви, любовь - живая нить жизни. Равнодушие или тупая злоба - шаг к смерти без воскрешения. В цикле «Монологи» собраны рассказы и повести большой художе ственной силы, позволяющие судить о Петрушевской как о художнике зре лом и самостоятельном. В «Монологах», запоминающихся множеством этапирующих под робностей интимных переживаний соседей по лестничной клетке («Такая девочка»), жесткой реальности «инфекцированного» отделения родильно го дома («Бедное сердце пани»), экстравагантной судьбы одинокой аван тюристки («Слабые кости»), главным оказывается все-таки не «шоковая терапия» ужасами и бедами быта, а мотив христианского смирения и хри стианской любви. Это важный поворот в общем сюжете книги. Похоже, Петрушевская ощущает духовную потребность оценить по ступки людей с позиции христианского миропонимания. Все более и более проза ее начинает напоминать уроки Ф.М. Достоевского. Писательница видит: людьми утрачено что-то очень существенное: божественная приро да отношения к себе и другим. И все-таки Бог не оставляет людей, его не зримое присутствие сказывается в их терпении, доброте. На первый взгляд, героинь Петрушевской трудно даже заподозрить в милосердии: они грубы, крикливы, истеричны, легкомысленны. Их жизнь - сущий ад («Свой круг», «Время ночь»). Но вот среди нечеловече ской «карусели» тщетных забот о хлебе насущном усталые матери совер шают какой-то единственно верный шаг по спасению тех, кто нуждается в их любви и защите. Петрушевская —жесткий, не традиционный в своих ракурсах и оцен ках художник. Проявление доброты ее героинь носит подчас парадоксаль ный характер. Не каждому читателю понятны, например, поступки герои ни повести «Свой круг». На глазах своих вероломных друзей она за ни чтожную провинность избивает в кровь маленького сынишку. Женщина (повествование ведется от ее лица и имя ее не упоминается) знает, что не излечимо больна. Отец ребенка ушел из семьи к ее лучшей «подруге». Он не любит и стыдится мальчика. На что обречен малыш? Мать устраивает «кровавый фарс» с избиением «младенца», чтобы пробудить жалость в от це и его «дружках». Спектакль удался. Мальчика берут на воспитание «друзья» дома. Они потрясены жестокостью матери и готовы проявить милосердие. Читатели замечают добрую реакцию чужих людей, но для Петрушевской важен поступок самой героини. Она сделала для своего сы на все, что было в ее силах, и может «спокойно умереть». Надежда на про щение и понимание мальчика ее невиновности перед ним в будущем. В 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz