Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Назвать книгу JI. Петрушевской «По дороге бога Эроса» в полной мере философской, наверное, трудно. В ней предпринята попытка осмыс­ лить законы жизни и смерти, которыми руководствуется современный мир. Писательница невольно выходит на «вечные» темы и берется утвер­ ждать, что смерть происходит от недостатка любви, любовь - живая нить жизни. Равнодушие или тупая злоба - шаг к смерти без воскрешения. В цикле «Монологи» собраны рассказы и повести большой художе­ ственной силы, позволяющие судить о Петрушевской как о художнике зре­ лом и самостоятельном. В «Монологах», запоминающихся множеством этапирующих под­ робностей интимных переживаний соседей по лестничной клетке («Такая девочка»), жесткой реальности «инфекцированного» отделения родильно­ го дома («Бедное сердце пани»), экстравагантной судьбы одинокой аван­ тюристки («Слабые кости»), главным оказывается все-таки не «шоковая терапия» ужасами и бедами быта, а мотив христианского смирения и хри­ стианской любви. Это важный поворот в общем сюжете книги. Похоже, Петрушевская ощущает духовную потребность оценить по­ ступки людей с позиции христианского миропонимания. Все более и более проза ее начинает напоминать уроки Ф.М. Достоевского. Писательница видит: людьми утрачено что-то очень существенное: божественная приро­ да отношения к себе и другим. И все-таки Бог не оставляет людей, его не­ зримое присутствие сказывается в их терпении, доброте. На первый взгляд, героинь Петрушевской трудно даже заподозрить в милосердии: они грубы, крикливы, истеричны, легкомысленны. Их жизнь - сущий ад («Свой круг», «Время ночь»). Но вот среди нечеловече­ ской «карусели» тщетных забот о хлебе насущном усталые матери совер­ шают какой-то единственно верный шаг по спасению тех, кто нуждается в их любви и защите. Петрушевская —жесткий, не традиционный в своих ракурсах и оцен­ ках художник. Проявление доброты ее героинь носит подчас парадоксаль­ ный характер. Не каждому читателю понятны, например, поступки герои­ ни повести «Свой круг». На глазах своих вероломных друзей она за ни­ чтожную провинность избивает в кровь маленького сынишку. Женщина (повествование ведется от ее лица и имя ее не упоминается) знает, что не­ излечимо больна. Отец ребенка ушел из семьи к ее лучшей «подруге». Он не любит и стыдится мальчика. На что обречен малыш? Мать устраивает «кровавый фарс» с избиением «младенца», чтобы пробудить жалость в от­ це и его «дружках». Спектакль удался. Мальчика берут на воспитание «друзья» дома. Они потрясены жестокостью матери и готовы проявить милосердие. Читатели замечают добрую реакцию чужих людей, но для Петрушевской важен поступок самой героини. Она сделала для своего сы­ на все, что было в ее силах, и может «спокойно умереть». Надежда на про­ щение и понимание мальчика ее невиновности перед ним в будущем. В 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz