Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

читательской оценке - понятная) литература. Философское содержание постепенно сводится либо к нулю (заменяется чуть ли не производствен­ ным, псевдоэкономическим), либо крайне примитивизируется (явление вульгарного социологизма, материализма и т.д.). Книги становятся прямо­ линейно идеальными, но при этом лишенными смысла, то есть общей, а не конкретно-утилитарной идеи жизни. Конечно, не все писатели попадают под сильное идеологическое давление. Больше того, отечественная литература сильна как раз сопро­ тивлением старательно культивируемой бездуховности (в частности безре- лигиозности: церковь отделена от государства, коммунистическая духов­ ность практически не прививается, остается достоянием одаренных лично­ стей). Кто же из писателей более других отстаивал право на свободу про­ явления творческого духа? Кто следовал урокам классики не только в со- циально-нравственном (но нравственность классики не отрывали от хри­ стианства), но и в духовно-религиозно-мистическом плане? Безусловно, Михаил Булгаков. Его творчество не случайно произве­ ло ошеломляющее впечатление на молодежь. Все изображенное мастером представлялось просто «чудом». А ведь «чудо» Булгакова основано на вер­ ном писательском чутье: он воспринял уроки своих предшественников — Пушкина и Гоголя —как они были преподаны, а не как скорректированы политическим режимом. Литература предперестроечного периода стремительно искала выход из «тупика», предложенного ей идеологией. Все чаще, все настойчивее звучат мотивы веры у писателей-«деревенщиков», к истокам народной мудрости обращается ценитель притчи Ч. Айтматов. Художники дорожат уже не только правдой как достоверностью изображения: их волнует истина. У Александра Вампилова истина предчувствуется. И герои, и чита­ тель, и сам автор находятся как бы в преддверии ее. Прислушаемся к мне­ нию маститого Виктора Розова (его талантливые пьесы отразили «плоско­ стной» мир социалистической Москвы, одухотворенный, однако, высокой коммунистической духовностью): «К сожалению, пьесы Вампилова чаще всего ставят как бытовые. А они не бытовые. Они поэтические, то есть с загадкой, с тайной, я бы даже сказал, с инфернальностью, если бы это сло­ во не истолковывали мистически. Впрочем, всякое истинное творчество — колдовство». Вампилов загадал загадку о человеческой душе того нормального человека, который привык и приучен без представления о душе жить, страдать, умирать... Петрушевская взялась заявленную им «тему» истолко­ вывать, расшифровывать, развивать. Она бесстрашно вторглась в область ирреального. Этому посвящены циклы рассказов «Реквиемы», «В садах других возможностей»; намек на иррациональное движение сюжета есть и в других представленных в книге «По дороге бога Эроса» разделах. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz