Иванова, Л. Л. Литературный перекресток : размышления о классике и современности : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. –151 с.

Писательница отдает себе отчет в том, что современный человек из «метро» и «трамвая» чаще всего воспринимает себя и воспринимается ок­ ружающими как «песчинка» даже не мироздания, а груды отработанного мусора. При желании из цитат из рассказов книги «По дороге бога Эроса» можно создать полноценный «ад», в котором бьется хиленькая человечья душа, не умеющая, не смеющая, но все же пытающаяся себя назвать и вы­ разить. Зная о «ловушках» бездуховности - ее порочности, ограниченности и тленности —Петрушевская сосредоточенно, без скидок на сентименталь­ ность приближается к тайне духовного бессмертия. Секрет этот оказывается простым. Писательница невольно обраща­ ется к некой иррациональной силе, возвращающей заблудших и слепых людей «на дорогу бога Эроса». Именно «бессмертная любовь» внушает одиноким сердцам нежность, лечит озлобленные души, возвращает влюб­ ленных друг другу, разрушает коварные планы недругов. Эта таинственная сила иногда подвигает человека на совершение внешне нелепых и неожи­ данных для самого себя поступков. Смысл книги Людмилы Петрушевской - в страстном утверждении бытия, организованном по законам «бога Эроса». Эти законы внятны тем, кто таит в себе «ангела-хранителя», оберегающего от скверны, суеты, заб­ вения, смерти. Программным рассказом Петрушевской можно считать но­ веллу «По дороге бога Эроса». Среди праздной и пошлой суеты москов­ ского интеллигентного круга возникает «чудо» настоящего чувства: неза­ метной, хранящей в своей душе «ангела» Пульхерии к мужу своей сотруд­ ницы —страдающему шизофренией научному «гению», который в глазах любящей его женщины выглядит просто «мальчиком», ушедшим в высо­ кие миры существом, прикрывшимся для виду седой гривой и красной ко­ жей. Любящий взгляд преображает человека. Ключевыми для всей книги Петрушевской словами может стать восклицание, обращенное героиней рассказа «Гость» к своему странноватому знакомому, как часто у Петру­ шевской, талантливому неудачнику: «Вы ведь были прелестны, если бы не ваши щеки, не надо так пить, Толя! Это вас старит, вы не должны старить­ ся, как бог Эрос». Сама попытка рассуждать о бессмертии, не беря это духовное поня­ тие в осторожные кавычки, уже смела и обнаруживает зрелость художни­ ка. Петрушевская берется за трудную работу: она вновь и вновь напомина­ ет живущим в духовном «вакууме» людям о существовании другой систе­ мы ценностей, иного представления о красоте или долге. В известном смысле художественное откровение Людмилы Петру­ шевской может напомнить творческий метод самого Михаила Булгакова. Отсюда не может не потянуться ниточка к традициям Гоголя —мастера мистического сюжета. Как и эти достойные писатели, Петрушевская пыта­ 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz