Иванова, Л. Памяти Альберта Сергеевича Смирнова: филолог, педагог, личность // /Л.Л. Иванова // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 84-86.

Л.Л. Иванова ПАМЯТИ АЛЬБЕРТА СЕРГЕЕВИЧА СМИРНОВА: ФИЛОЛОГ, ПЕДАГОГ, ЛИЧНОСТЬ В конце ноября не стало Альберта Сергеевича Смирнова. Это большая и не­ восполнимая утрата для всего нашего университета. Но более всего боль от нее ощущаем мы - преподаватели кафедры литературы МГПУ. Долгие годы Альберт Сергеевич был нашим коллегой, наставником, другом... Говорить о нем сейчас, ко­ гда не прошло еще и сорока дней после кончины, и трудно - не улеглась тревога - и легко. Легко потому, что был он человеком, открытым миру и людям. В хорошем смысле слова - понятным, очевидным. А.С. Смирнов останется в нашей памяти прежде всего как труженик, профессионал, специалист высокой марки. Мое слово о нем называется так: «Филолог. Педагог. Личность». Начнем по порядку. На кафедру литературы Альберт Сергеевич пришел в 1974 г. И сразу стал за­ ведующим. Выпускник аспирантуры московского университета, он имел замеча­ тельную научную школу. Помню, как мы - студенты выпускного курса - слушали его лекции по Теории литературы. Скажу честно, многое было для нас темно и непонят­ но. Слишком сложной казалась терминология, пугал чисто теоретический склад мышления нового преподавателя. Но в то же время мы догадывались, что лекции этого сурового на вид, в ту пору 35-летнего доцента отличаются глубиной и проду­ манностью аргументов. Смирнов всегда отличался особой дотошностью в анализе художественного текста. Досконально исследовал все «детальки» изображения, требовал «подробнейшего» знания сюжета произведения и терпеть не мог разгла­ гольствований «вокруг да около» текста. Как ученый-филолог, он искал объективные критерии оценки литературного творчества. И видел их в поэтике произведения. Пы­ тался в самом языке, художественных аллегориях, образах-символах отыскать ключ к творческой индивидуальности писателя. Именно А.С. Смирнов одним из первых на кафедре обратился к методу целостного анализа текста, в единстве формы и со­ держания усматривая высшее писательское мастерство. Он мог бы всецело посвятить себя науке, писать докторскую, работать над со­ лидными монографиями. Однако этого не случилось. Альберта Сергеевича «затяну­ ла» административная деятельность, увлекло чтение лекционных курсов в студен­ ческой аудитории. Его научный багаж не так велик, но изданные им статьи, пособия, монографии привлекают внимание специалистов-филологов. Самыми значительны­ ми публикациями являются две тоненькие книжечки, изданные в нашем универси­ тетском РИО. Первая вышла в 1997 г., называется: «Формы художественного обоб­ щения в отечественной реалистической прозе 1970-1990-х годов», вторая появи­ лась совсем недавно - в мае этого года. Она посвящена 60-летию Победы в Вели­ кой Отечественной войне. В монографию «Проза 1990-х годов о Великой Отечест­ венной войне» вошли главы о творчестве В. Астафьева, Г. Бакланова, В. Быкова, Г. Владимова. Подбор авторов показателен. При всей тяге к объективности суждений о лите­ ратуре, Смирнов работал над теми произведениями, которые оказывались ему ду­ шевно близкими, в чем-то сокровенно родственными. Главной темой излюбленных им писателей всегда был и остается человек - простой, рядовой, служивый. Аль­ берт Сергеевич ценил в писателях их нравственную позицию, умение несмотря ни на что высказывать «горькую», «окопную» правду о войне. Сам Смирнов не воевал. Даже в армии не служил: зрение подвело. Но происходил из семьи военного. Рас­ сказывал, что в детстве и юности «помотался» с родителями по гарнизонам. Гарни­ зонную жизнь любил. Умел даже восхищаться особенной «казарменной» эстетикой, строем солдат на плацу, строгостью офицерской формы. В нем была военная жилка! 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz