Иванова, Л. Памяти Альберта Сергеевича Смирнова: филолог, педагог, личность // /Л.Л. Иванова // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 84-86.
Исключительная исполнительность, подтянутость, выносливость: на работе, если была такая служебная необходимость, мог «дневать и ночевать» - экзамены, лек ции, дипломники, приемные и выпускные кампании. Исключительно надежный чело век! Никогда не подводил своих коллег. А военная тема в науке стала для Смирнова, скорее всего, некой - не побоюсь этого слова - сублимацией ратной службы. В тиши рабочего кабинета. Он, видимо, эмоционально пытался пережить то, что переживали солдаты и офицеры на фронте. Учебные пособия Альберта Сергеевича пользуются спросом у студентов и специалистов. В этом году будет защищаться диплом по проблемам «военной про зы»! В отечественной литературе конца XX в. И, конечно, большое внимание в нем студентка-заочница уделит концепции доцента Смирнова. Как педагог Альберт Сергеевич был по-своему уникален. Можно даже сказать, неподражаем. Из тех, кто невольно воспитывает студенчество своим личным приме ром. Судите сами. За все долгие годы работы на ИФФ он ни разу не опоздал на лек цию. Прибегал за пять минут! Обязательно перекуривал перед звонком. И, трудно расставаясь с сигаретой, стоя в дверном проеме аудитории, «успокаивал» студен тов: «Я здесь. Лекция будет! Все нормально. Вот докурю... А, нет, звонок уже! Бро саю... Иду-иду!» Приходил точно в срок, а уходил с лекции иногда значительно поз же звонка. Задерживался с теми, кому пытался все объяснить «подробно, с доказа тельствами, аргументировано». С филологами-юношами в курилке пускался в дол гие рассуждения о Шолохове, Солженицыне, Бродском... Особенно ценил поэзию Сергея Есенина! Недолюбливал современных постмодернистов. Но упорно пробивался к ним - их видению мира. Всегда был в курсе литературных и журнальных новинок. Такое поведение невольно воспитывало тех, для кого он работал. Студенты искренне любили Альберта Сергеевича. Иногда лукаво пользовались его слабостя ми. Смирнов всегда подробно объяснял студенту на курсовом экзамене то, чего сту дент якобы недопонял. Говорил долго, увлеченно! Спрашивал свое неизменное: «Вы поняли?» - и ставил... четверку! «Сам себе оценку выставляет», - шутили коллеги. Смирнов отстаивал лодыря: «Девочка знает! Она только забыла кое-какие подроб ности. Я ей напомнил. Правда ведь? Да Вы не волнуйтесь! Все нормально. Четыре!» Природная интеллигентность не позволяла ему обижать людей, подозревать их в нечестности. Он верил в лучшее в человеке. И в этом смысле был самым на стоящим гуманистом. Очень многим А.С. Смирнов помогал найти себя в филологической профес сии. Он внимательно относился к молодежи кафедры. Заботился о пополнении ка федральных рядов. Уговаривал особо одаренных выпускников поступать в столич ную аспирантуру. В свое время именно Альберт Сергеевич, будучи заведующим кафедрой, оп ределил и мою научную судьбу. Пригласил работать в институт. На свой страх и риск доверил чтение сложных курсов, сориентировал в выборе основной специаль ности - отечественная литература XX в. В дальнейшем мы стали коллегами. Читали одинаковые курсы (по очереди). Между нами порой возникали споры, полемика... Но человеческая порядочность всегда была гарантией того, что между нами не возник нет какой-либо сомнительной конкуренции, нездорового соперничества. Мы учились друг у друга, обменивались наработанным опытом. Вспоминаются защиты дипломов на нашей кафедре. Они нередко превращались в своего рода профессиональный праздник. Удачно защищенная работа свидетельствует о качестве преподавания. Неудача - тревожный симптом для педагога. Альберт Сергеевич всегда трепетно относился и к своим подопечным, и к тем, чьи работы рецензировал. Защищал в ди пломах творческое начало, умел оценить работу своих коллег-руководителей, писал добросовестные отзывы, от «а» до «я» зачитывал их на защите. Скажу откровенно: когда я думаю о том, что не будет у нас на кафедре больше вот таких Гисов со 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz