Иванова, Л. Памяти Альберта Сергеевича Смирнова: филолог, педагог, личность // /Л.Л. Иванова // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 84-86.
Л.Л. Иванова ПАМЯТИ АЛЬБЕРТА СЕРГЕЕВИЧА СМИРНОВА: ФИЛОЛОГ, ПЕДАГОГ, ЛИЧНОСТЬ В конце ноября не стало Альберта Сергеевича Смирнова. Это большая и не восполнимая утрата для всего нашего университета. Но более всего боль от нее ощущаем мы - преподаватели кафедры литературы МГПУ. Долгие годы Альберт Сергеевич был нашим коллегой, наставником, другом... Говорить о нем сейчас, ко гда не прошло еще и сорока дней после кончины, и трудно - не улеглась тревога - и легко. Легко потому, что был он человеком, открытым миру и людям. В хорошем смысле слова - понятным, очевидным. А.С. Смирнов останется в нашей памяти прежде всего как труженик, профессионал, специалист высокой марки. Мое слово о нем называется так: «Филолог. Педагог. Личность». Начнем по порядку. На кафедру литературы Альберт Сергеевич пришел в 1974 г. И сразу стал за ведующим. Выпускник аспирантуры московского университета, он имел замеча тельную научную школу. Помню, как мы - студенты выпускного курса - слушали его лекции по Теории литературы. Скажу честно, многое было для нас темно и непонят но. Слишком сложной казалась терминология, пугал чисто теоретический склад мышления нового преподавателя. Но в то же время мы догадывались, что лекции этого сурового на вид, в ту пору 35-летнего доцента отличаются глубиной и проду манностью аргументов. Смирнов всегда отличался особой дотошностью в анализе художественного текста. Досконально исследовал все «детальки» изображения, требовал «подробнейшего» знания сюжета произведения и терпеть не мог разгла гольствований «вокруг да около» текста. Как ученый-филолог, он искал объективные критерии оценки литературного творчества. И видел их в поэтике произведения. Пы тался в самом языке, художественных аллегориях, образах-символах отыскать ключ к творческой индивидуальности писателя. Именно А.С. Смирнов одним из первых на кафедре обратился к методу целостного анализа текста, в единстве формы и со держания усматривая высшее писательское мастерство. Он мог бы всецело посвятить себя науке, писать докторскую, работать над со лидными монографиями. Однако этого не случилось. Альберта Сергеевича «затяну ла» административная деятельность, увлекло чтение лекционных курсов в студен ческой аудитории. Его научный багаж не так велик, но изданные им статьи, пособия, монографии привлекают внимание специалистов-филологов. Самыми значительны ми публикациями являются две тоненькие книжечки, изданные в нашем универси тетском РИО. Первая вышла в 1997 г., называется: «Формы художественного обоб щения в отечественной реалистической прозе 1970-1990-х годов», вторая появи лась совсем недавно - в мае этого года. Она посвящена 60-летию Победы в Вели кой Отечественной войне. В монографию «Проза 1990-х годов о Великой Отечест венной войне» вошли главы о творчестве В. Астафьева, Г. Бакланова, В. Быкова, Г. Владимова. Подбор авторов показателен. При всей тяге к объективности суждений о лите ратуре, Смирнов работал над теми произведениями, которые оказывались ему ду шевно близкими, в чем-то сокровенно родственными. Главной темой излюбленных им писателей всегда был и остается человек - простой, рядовой, служивый. Аль берт Сергеевич ценил в писателях их нравственную позицию, умение несмотря ни на что высказывать «горькую», «окопную» правду о войне. Сам Смирнов не воевал. Даже в армии не служил: зрение подвело. Но происходил из семьи военного. Рас сказывал, что в детстве и юности «помотался» с родителями по гарнизонам. Гарни зонную жизнь любил. Умел даже восхищаться особенной «казарменной» эстетикой, строем солдат на плацу, строгостью офицерской формы. В нем была военная жилка! 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz