Иванов, А. Н. Исследование агрессивности мурманских подростков // Ученые записки МГПИ. Психологические науки / Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 1. – С. 64-72.

дети из семей с низким уровнем доходов, а негативизм и вербальная аг­ рессия в большей мере присущи детям из семей с высоким уровнем дохо­ дов. Объяснить данную тенденцию можно как лучшей сформированно- стью навыков самоконтроля и механизмов приемлемого выражения негативных эмоций у детей высокооплачиваемых и образованных родите­ лей, так и подростковыми реакциями протеста и эмансипации, направлен­ ными против родителей и педагогов, предъявляющих повышенные требо­ вания к детям из благополучных семей (при неадекватном стиле воспитания). Девочек надо воспитывать иначе, чем мальчиков. Видимо, десятиле­ тия «бесполой педагогики» не могли не сказаться на таком положении ве­ щей, когда психодиагностика подтверждает житейские наблюдения: де­ вочки-подростки усвоили типично мальчишеские (до недавних времен) формы поведения, отмеченные жесткостью и нарочитой брутальностью, цинизмом. Такое положение вещей не может не беспокоить. Словосочета­ ние «девичья агрессивность» вызывает протест даже по семантическим со­ ображениям. Однако по данным МВД, каждое третье преступление в стра­ не совершается женщиной или при ее участии. В некоторых регионах женская подростковая преступность более выражена, что влияет на рост удельного веса смешанных и чисто женских преступных групп несовер­ шеннолетних [7, с. 63]. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Общеобразовательная школа становится подчас опасным местом, сопряженным с риском для жизни и здоровья де­ тей. Понимание процессов, происходящих в психике подростков (мальчи­ ков и девочек), должно послужить созданию, применению эффективных, адекватных моделей и технологий воспитания. Принципы адлерианской психологии воспитания: сделать личность счастливее; освободить от ком­ плексов; показать, что другие бескорыстно заинтересованы в тебе и жела­ ют твоего успеха - представляются перспективными и адекватными для девичьего воспитания, так как девочки самоутверждаются, в отличие мальчиков, скорее в сфере межличностных отношений, нежели в какой- либо другой. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz