Иванов, А. Н. Исследование агрессивности мурманских подростков // Ученые записки МГПИ. Психологические науки / Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 1. – С. 64-72.

Л.М. Семенюк, можно сделать дедуктивный вывод о роли фактора город­ ского образа жизни и образовательного уровня (поскольку вряд ли сельские школы Молдавии дают такую же хорошую подготовку, как мурманские). Мы решили еще раз проверить наш вывод о том, что по уровню и структуре агрессии девочки-подростки г. Мурманска не отличаются от мальчиков. В мае 2001 г. мы (вместе со студентами 4 курса ИФФ МГПИ Т. За- платкиной и С. Кожухарь) провели исследование афессивности подрост­ ков 10-11 лет - учащихся двух классов (5 «Б» и 5 «Г») средней школы № 25 г. Мурманска. Результаты исследования приведены в табл. 2 (см. прил.). На этот раз, уже по сравнению с нашим собственным исследованием 1998 года, приходится констатировать, что у младших подростков уровень всех форм агрессии выше на 20% (с 41,6% до 62,2%), у девочек суммар­ ный прирост агрессии составил ровно половину - 10%, при этом: - физической - 24,5%, - вербальной - 29,8%, - негативизма - 6%, а уровень косвенной агрессии оказался меньше на 21%. Мы посмотрели другие формы агрессивности, не отмечавшиеся в ис­ следовании Л.М. Семенюк. Дополнительные результаты обработки Теста Басса-Дарки отражены в табл. 3 (см. прил.). Разница между мальчиками и девочками по таким формам агрессив­ ности, как раздражение, обида и подозрительность в совокупности соста­ вила всего 1,3%. Чувство вины у девочек на 10% выражено сильнее, и так­ же на 10% у них выше индекс враждебности. То есть можно сказать, что девочки чаще испытывают угрызения совести, и, вероятно, поэтому вы­ глядят более замкнутыми, закомплексованными, закрытыми для психоло- го-педагогического воздействия. Одновременно с тестированием мы провели социометрическое ис­ следование с целью проверить предположение о наличии корреляций меж­ ду статусом подростка в классе и уровнем его агрессивности. Результаты нашей работы подтвердили нуль-гипотезу, то есть значимых корреляций - положительных или отрицательных - между социометрическим статусом школьника(-цы) и его (ее) агрессивностью обнаружено не было. К наибо­ лее агрессивным ребятам в классе относятся как предпочитаемые дети, так и дети из категории малопопулярных. Что же касается лидеров школьных классов и изолированных, то у них на общем фоне агрессивность средняя. Видимо, только в асоциальных и антисоциальных подростковых группах статус подростка будет тем выше, чем более он демонстрирует жесткий и жестокий стиль поведения [7]. Поскольку в стандартной форме Тест Басса-Дарки предполагает ука­ зание респондентом места работы родителей, мы воспользовались этим 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz