Иванов, А. Н. Исследование агрессивности мурманских подростков // Ученые записки МГПИ. Психологические науки / Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 1. – С. 64-72.

Если же сравнивать показатели агрессивности девочек и мальчиков в мурманской выборке, то вырисовывается следующая картина: 10/11 лет девочки - 40% мальчики - 44% 12/13 лет девочки - 74% мальчики - 45% 14/15 лет девочки - 64% мальчики - 52%. Показатели уровня агрессии среди мурманских девочек больше, чем среди мальчиков (кроме младшего подросткового возраста, где эти показа­ тели примерно равны). Наибольший уровень физической агрессии и нега­ тивизма демонстрируют девочки 12-13 лет, вербальной агрессии - девоч­ ки 14-15 лет. Оставалось предположить, что мурманские девочки-подростки зна­ чительно агрессивнее (эмансипированнее?) по сравнению с их сверстни­ цами - учащимися сельских школ Молдавии. Оказал ли влияние фактор времени (то есть случился ли реальный рост агрессии у девочек вследствие социальных процессов), выяснить уже не удастся. Данные 10-летней давности свидетельствовали в пользу общераспро­ страненного представления о значительных количественных и качествен­ ных различиях агрессивного поведения мальчиков и девочек. В обзоре ли­ тературы по гендерным различиям, опубликованном еще в 1974 г., Маккоби и Джеклин сделали вывод, что агрессия - это единственное соци­ альное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых различиях [2, с. 109]. Однако в дальнейшем лави­ нообразный прирост гендерных исследований поставил под сомнение казав­ шиеся незыблемыми аксиомы. В работе Хайд, содержащей большое коли­ чество исследований, проведенных на детских выборках, сделан вывод о средней величине отклонения (d = 0.50). Это означает, что только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером. Гендер­ ные различия в агрессии у дошкольников больше, а у учащихся колледжа - меньше [2, с. 109-110]. Группа ученых из Финляндии, исследуя детей 11-12 лет, учащихся в школе, обнаружили, что девочки предпочитали ис­ пользовать косвенные формы агрессии (распускали слухи, заводили нового друга «в отместку старому»), в то время как мальчики чаще открыто вы­ ражали агрессию (толкались, кричали, дрались) [2, с. 110]. Таким образом, западные исследования показывают, что уровень аг­ рессии у девочек по мере взросления (от дошкольного к подростковому воз­ расту) становится все более приближенным к аналогичным показателям мальчиков (или же равным им). Наше исследование подтверждает наличие такой тенденции. В то же время, учитывая результаты исследования 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz