Иванов, А. Н. Читательские интересы студенческой молодежи // Ученые записки МГГУ. Психологические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – Вып. 11. – С. 128-131.

щего культурного уровня. Справедливо и обратное утверждение: общий культурный уровень человека во многом определяется его кругом чтения. В марте 2010 года было проведено исследование читательских инте­ ресов и читательской мотивации среди студентов МГГГУ. Выборка состоя­ ла из студентов социально-гуманитарного факультета.. В качестве методов исследования были использованы тестирование, анкетирование, беседа. Тест, предложенный студентам, называется «Методика оценки про­ дуктивности вербальной памяти». Стандартная инструкция испытуемым читается так: «Вам необходимо воспроизвести как можно больше слов, от­ носящихся к теме, например: (математика). На это задание отводится 5 минут. После объяснения инструкции учащиеся начинают работу по единой команде: «начали». А затем заканчивают работу по истечении 5 минут, о чем им сообщает экспериментатор. После того, как задание выполнено, сами испытуемые могут осуществить подсчет воспроизведенных слов и записать их в протокол». В условиях ограниченного времени актуализируются резервы памяти и внимания, таким образом, по количеству воспроизведенных слов можно сделать вывод об общей осведомленности испытуемых в конкретной об­ ласти знания. Ясно, что количество математических терминов, названных учащимися, а также их качественное разнообразие, коррелирует с общими успехами в математике. Если же резервы невелики, а у испытуемого оста­ лось много времени, он начинает писать слова, не относящиеся к теме. Так, например, учащиеся младшей школы пишут такие «математические термины», как «доска», «мел», «тетрадь», . В качестве материала для воспроизведения в нашем исследовании испытуемым предлагалось вспомнить и написать за пять минут как можно больше фамилий писателей и поэтов. При этом студентам напоминалось, что такие известные личности, как футболист Аршавин, актер Табаков, премьер-министр Путин, хотя и написали автобиографические книги, пи­ сателями и поэтами все же не являются, и потому их фамилии не следует включать в список. Несмотря на такое предупреждение, некоторые испы­ туемые все же писали фамилии известных людей не-писателей: Локк, Ге­ гель и т. д. Использованная методика позволила выяснить не только читатель­ ские интересы студентов, но также их общий кругозор. Некоторые испы­ туемые смогли написать только тех авторов, которые изучаются в школе. Вывод очевиден: эти студенты не интересуются литературой, для них чте­ ние не является потребностью. Кроме теста, мы использовали также анкетирование, целью которого было уточнение читательских пристрастий испытуемых, например, нас ин­ тересовали литературные жанры, которым отдают предпочтение студенты, их самые любимые книги. Был задан вопрос и о том, что является более 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz