Иванов, А. Н. Читательские интересы студенческой молодежи // Ученые записки МГГУ. Психологические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – Вып. 11. – С. 128-131.
щего культурного уровня. Справедливо и обратное утверждение: общий культурный уровень человека во многом определяется его кругом чтения. В марте 2010 года было проведено исследование читательских инте ресов и читательской мотивации среди студентов МГГГУ. Выборка состоя ла из студентов социально-гуманитарного факультета.. В качестве методов исследования были использованы тестирование, анкетирование, беседа. Тест, предложенный студентам, называется «Методика оценки про дуктивности вербальной памяти». Стандартная инструкция испытуемым читается так: «Вам необходимо воспроизвести как можно больше слов, от носящихся к теме, например: (математика). На это задание отводится 5 минут. После объяснения инструкции учащиеся начинают работу по единой команде: «начали». А затем заканчивают работу по истечении 5 минут, о чем им сообщает экспериментатор. После того, как задание выполнено, сами испытуемые могут осуществить подсчет воспроизведенных слов и записать их в протокол». В условиях ограниченного времени актуализируются резервы памяти и внимания, таким образом, по количеству воспроизведенных слов можно сделать вывод об общей осведомленности испытуемых в конкретной об ласти знания. Ясно, что количество математических терминов, названных учащимися, а также их качественное разнообразие, коррелирует с общими успехами в математике. Если же резервы невелики, а у испытуемого оста лось много времени, он начинает писать слова, не относящиеся к теме. Так, например, учащиеся младшей школы пишут такие «математические термины», как «доска», «мел», «тетрадь», . В качестве материала для воспроизведения в нашем исследовании испытуемым предлагалось вспомнить и написать за пять минут как можно больше фамилий писателей и поэтов. При этом студентам напоминалось, что такие известные личности, как футболист Аршавин, актер Табаков, премьер-министр Путин, хотя и написали автобиографические книги, пи сателями и поэтами все же не являются, и потому их фамилии не следует включать в список. Несмотря на такое предупреждение, некоторые испы туемые все же писали фамилии известных людей не-писателей: Локк, Ге гель и т. д. Использованная методика позволила выяснить не только читатель ские интересы студентов, но также их общий кругозор. Некоторые испы туемые смогли написать только тех авторов, которые изучаются в школе. Вывод очевиден: эти студенты не интересуются литературой, для них чте ние не является потребностью. Кроме теста, мы использовали также анкетирование, целью которого было уточнение читательских пристрастий испытуемых, например, нас ин тересовали литературные жанры, которым отдают предпочтение студенты, их самые любимые книги. Был задан вопрос и о том, что является более 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz