Иванов, А. Н. О методах развития дивергентного мышления младших школьников // Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Т. 1. – С. 144-147.
3. При развитии учебного познавательного диалога возникает необ ходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группи ровки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания субъективных и явно неэффективных мнений. Обобщением этого явления выступает нормативное требование критицизма. 4. Развитие мнений идет путем соревнований идей. Здесь проявляет ся главная черта диалога, связанная с общностью стремлений в достиже нии истины. Чем более партнеры способны отказаться от своей предубеж денности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог. Понимание всего этого закрепляется нормативным требованием сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования тех идей, которые обладают наибольшей обоснованно стью. Человек, обладающий развитым дивергентным мышлением, не толь ко может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности. Толерантность — способность человека слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать мне ния, отличные от своего. Дивергентное мышление выступает основой то лерантности. Итак, можно рассматривать интерпретацию как один из основных методов развития дивергентного мышления. К. В. Дрязгунов предлагает и другие методы развития дивергентного мышления, среди них: • Рассказ. Монологическое изложение материала необходимо, по мнению автора, для формирования системности и целостности дивергент ного мышления; • Написание эссе - также для развития системности и целостности дивергентного мышления, а также критичности. Используются как напи сание эссе на свободную или же на строго заданную тему (сформулирова на проблема, необходимо предложить решение различными способами; дано высказывание — необходимо его и опровергнуть и поддержать, пред ставив аргументы; поставлен вопрос — на него нужно всеобъемлюще от ветить; предлагается текст - нужно самостоятельно вычленить проблему и предложить несколько ее решений); • Метод «мозгового штурма», или "мозговой атаки". Применяется для раскрепощения и активизации творческого мышления. Вариантом «мозговой атаки» является метод «6, 3, 5», который состоит в том, что 6 человек за 5 минут должны предложить 3 варианта решения за дачи. Через 5 минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 человек и т. д. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz