Иванов, А. Н. О методах развития дивергентного мышления младших школьников // Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Т. 1. – С. 144-147.

3. При развитии учебного познавательного диалога возникает необ­ ходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группи­ ровки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания субъективных и явно неэффективных мнений. Обобщением этого явления выступает нормативное требование критицизма. 4. Развитие мнений идет путем соревнований идей. Здесь проявляет­ ся главная черта диалога, связанная с общностью стремлений в достиже­ нии истины. Чем более партнеры способны отказаться от своей предубеж­ денности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог. Понимание всего этого закрепляется нормативным требованием сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования тех идей, которые обладают наибольшей обоснованно­ стью. Человек, обладающий развитым дивергентным мышлением, не толь­ ко может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности. Толерантность — способность человека слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать мне­ ния, отличные от своего. Дивергентное мышление выступает основой то­ лерантности. Итак, можно рассматривать интерпретацию как один из основных методов развития дивергентного мышления. К. В. Дрязгунов предлагает и другие методы развития дивергентного мышления, среди них: • Рассказ. Монологическое изложение материала необходимо, по мнению автора, для формирования системности и целостности дивергент­ ного мышления; • Написание эссе - также для развития системности и целостности дивергентного мышления, а также критичности. Используются как напи­ сание эссе на свободную или же на строго заданную тему (сформулирова­ на проблема, необходимо предложить решение различными способами; дано высказывание — необходимо его и опровергнуть и поддержать, пред­ ставив аргументы; поставлен вопрос — на него нужно всеобъемлюще от­ ветить; предлагается текст - нужно самостоятельно вычленить проблему и предложить несколько ее решений); • Метод «мозгового штурма», или "мозговой атаки". Применяется для раскрепощения и активизации творческого мышления. Вариантом «мозговой атаки» является метод «6, 3, 5», который состоит в том, что 6 человек за 5 минут должны предложить 3 варианта решения за­ дачи. Через 5 минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 человек и т. д. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz