Иванов, А. Н. О методах развития дивергентного мышления младших школьников // Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Т. 1. – С. 144-147.
ем» действительности, но предстает преимущественно как процесс выдви жения субъектом предположений, т.е. принципиально иной процедурой, фундаментальным условием которой становится схема личностных, в це лом ценностных ориентаций субъекта» [4. - С. 22.]. Именно посредством интерпретации рождается множество точек зрения на то или другое явление. В процессе дискуссии сталкиваются раз личные мнения, а интерпретация точки зрения, высказанной в диалоге, не менее важна, чем интерпретация текста. Совершенствуется искусство ин терпретации - совершенствуется дивергентное мышление. «Интерпретация базируется на индивидуальном предшествующем знании и переживании субъекта. Это все образует так называемый «инди видуальный смысловой контекст» [5. - С. 74, 75.]. В свою очередь данный контекст формируется под воздействием текстов и различных предметов культуры, на предыдущих этапах образования. Этот контекст представляет собой не что иное, как ценностную мотивацию. Именно этот контекст пре допределяет, каким будет результат интерпретации. Но данный контекст, как указано выше, сам формируется в результате интерпретации. Таким образом, вместе с развитием осуществляется и преемственность знаний, которые играют не последнюю роль. Получается своего рода замкнутый круг: знания - развитие - знания. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принци пиальное равенство; различие и оригинальность их точек зрения; ориента цию каждого на понимание и на активную интерпретацию точки зрения его партнеров; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном вы сказывании; взаимную дополнительность позиции участников общения, соотнесение которых и является целью диалога. К.В. Дрязгунов сформулировал требования, предъявляемые к по строению диалога как метода развития дивергентного мышления в ходе учебных занятий: 1. Чем больше людей выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на его результативность. Это положение можно назвать нормативным требованием избыточности, которое реализуется через соз дание положительной мотивации, связанной с побудительной силой собст венно познавательного интереса человека. 2. При высказывании собственных мнений отдельные партнеры мо- 17 т замкнуться на них и не видеть преимуществ других суждений. Между тем диалог идет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше собственного мнения, способны посмотреть на него со стороны. По мочь этому можно, лишь уточняя те или иные позиции, воспроизводя сно ва те или иные суждения в их авторском варианте. Обобщением этого по ложения выступает нормативное требование отстраненности. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz