Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

вии использования системы заданий для развития дивергентного мышле­ ния школьников, содержащей задания: - на выделение различных признаков у одного или нескольких объек­ тов; - на нахождение различных способов классификации; - на поиск различных вариантов получения решения в задаче; - на поиск нескольких возможных решений одной задачи; - на нахождение различных способов презентации (представления) ус­ ловий и решений задачи. 4. Целенаправленное развитие дивергентного мышления младшего школьника оказывает более значимое влияние на развитие логического мышления, чем традиционное развитие логического мышления на основе использования конвергентных заданий. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры тех­ нологий начального образования, кафедры психологии Мурманского госу­ дарственного педагогического университета, на педагогическом совете гимназии № 4, а также на научно-практических конференциях: межвузов­ ская конференция «Актуальные проблемы психологии» (Мурманск, 2007); V Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика на­ родов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению» (Нижнекамск, 2007). С труктура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (206 наименований), списка опублико­ ванных работ автора (19 наименований). Диссертация содержит 7 таблиц и 12 рисунков. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность исследования; определя­ ются объект, предмет, цель и задачи исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулиру­ ются положения, выносимые на защиту. В первой главе - «Теоретические подходы к органи зации р азви ­ ти я дивергентного мыш л ени я» - представлено пять параграфов. В пер­ вом параграфе - «Анализ теоретических подходов к понятию дивер­ гентного мыш л ения» - раскрываются предпосылки создания понятия «дивергентное мышление», а затем рассматривается история того, как уточнялось, развивалось и преобразовывалось понятие дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе. Американский психо­ лог Дж. Гилфорд, предлагая ввести в научный обиход новое понятие «ди­ вергентное мышление», отталкивался от давно существующего в биологии 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz