Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

Н аучн ая новизна исследования: 1) разработана система заданий для развития дивергентного мышления учащихся начальных классов; 2) систематизированы представления о роли обучения в развитии ди­ вергентного мышления школьника; 3) создана классификация заданий на развитие дивергентного мышле­ ния младших школьников, которая может служить теоретической ба­ зой для построения специальной системы заданий для диагностики и развития такого мышления. Т еоретическая значимость исследования: 1) уточнено и расширено представление о взаимосвязи развития дивер­ гентного мышления со специально отобранным содержанием обра­ зования; 2) теоретически обосновано и экспериментально доказано положение о том, что целенаправленное развитие дивергентного мышления ока­ зывает более значимое влияние на развитие логического мышления, по сравнению с традиционным развитием логического мышления на основе использования только конвергентных заданий; 3) уточнено соотношение содержания понятий «дивергентное мышле­ ние», «гибкость мышления» и «креативность»; 4) дополнены представления о месте и роли развития дивергентного мышления младших школьников в процессе развития личности в обучении. П р ак ти ч еск ая значимость исследования состоит в разработке сис­ темы заданий, направленной на развитие дивергентного мышления млад­ ших школьников. Эти задания можно использовать и как метод экспресс- диагностики в педагогическом процессе, и как метод развития дивергент­ ного мышления. Материалы исследования могут применяться в повсе­ дневной педагогической практике учителями начальных классов: в реали­ зации индивидуального подхода в процессе обучения младших школьни­ ков, а также при создании и разработке учебных пособий. На защ иту вы носятся следующие положения: 1. Развитие дивергентного мышления ребенка в системе начального образования является его необходимой составляющей в организации лич- ностно ориентированного обучения, имеющего целью, в том числе, и творческое (креативное) развитие ребенка. 2. Целенаправленная педагогическая работа в области развития ди­ вергентного мышления учащегося позволяет косвенно влиять на развитие креативности, поскольку дивергентное мышление является ее существен­ ным компонентом. 3. Педагогическое управление развитием дивергентного мышления младших школьников возможно и может быть более успешным при уело-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz