Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

М етодологические основы исследования. Философской базой ис­ следования являются типология форм мышления, форм познания и форм систематизации научных знаний П.В. Копнина, анализ научного способа мышления М.К. Мамардашвили. Общенаучная методология представлена теориями развития мышления (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Ма- тюшкин), развития мышления младшего школьника (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина), теорией поэтапного форми­ рования умственных действий (П.Я. Гальперин), теорией развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), положениями системно-деятельно­ стного подхода, изложенными в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова. На конкретно научном уровне в исследовании использо­ вались следующие подходы: 1) личностный (А.Н. Леонтьев), в соответст­ вии с которым диагностика дивергентного мышления учащихся на инди­ видуальном уровне помогает выявить уникальность личностных особенно­ стей каждого обучаемого, ставить задачи по развитию дивергентного мышления, исходя из личностного развития учащихся; 2) деятельностный (С.Л. Рубинштейн), согласно которому дивергентное мышление учащихся исследуется через систему задач, процесс решения которых является эле­ ментом умственной деятельности учащихся. М етоды исследования. На разных стадиях исследования использо­ вались следующие методы: тест ранней интеллектуально-творческой ода­ ренности В.Г. Грязевой-Добшинской (ТРИТО), наблюдения, беседы, метод экспертных оценок и анализ документов. В ходе исследования приме­ нялись также такие группы методов, как теоретический анализ философ­ ских, психолого-педагогических исследований, анализ учебных программ, учебников, учебных пособий, констатирующий и формирующий экспери­ менты, а также количественный и качественный анализ полученных ре­ зультатов, надежность и достоверность которых проверялась статистиче­ скими методами на репрезентативной выборке. Э к сп ерим ен тал ьн ая база исследования. В формирующем экспе­ рименте приняли участие ученики первых и вторых классов гимназии № 4 г. Мурманска, в констатирующем эксперименте - учащиеся вторых клас­ сов прогимназии № 40 и гимназии № 1 г. Мурманска. Исследование проводилось в несколько этапов. П ервы й этап (2002-2004 гг.) - изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литера­ туры по теме диссертационного исследования; анализ и оценка современ­ ного состояния проблемы в теории и практике; генерирование основных идей исследования. Второй этап (2004-2007 гг.) - разработка системы специальных за­ даний, и проведение педагогического эксперимента. Т ретий этап (2007 г.) - анализ и описание результатов исследова­ ния, оформление диссертационного исследования. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz