Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

бенка и недостаточной разработанностью различных прикладных аспектов этого процесса, в том числе системы заданий для развития дивергентного мышления ребенка. Противоречие 2 - между основополагающим постулатом теории развивающего обучения, полагающим, что личность ребенка - это не сово­ купность изначально заданных и неизменных индивидуальных особен­ ностей, а складывающаяся в образовательном процессе «саморазвива- ющаяся система», поддающаяся управляемым процессам формирования и развития посредством применения технологий развивающего обучения, и отсутствием таковых технологий в области развития дивергентного мышления школьника. Противоречие 3 - между необходимостью организации педагогиче­ ского влияния на развитие дивергентного мышления школьников и недос­ таточной представленностью в содержании школьных учебников соответ­ ствующих заданий. Эта группа противоречий обусловила проблему, разрешению кото­ рой посвящено данное исследование. Цель исследования - разработка, теоретическое и эксперименталь­ ное обоснование системы специальных заданий как средства развития ди­ вергентного мышления младших школьников. О бъект исследования - развитие мышления младших школьников в учебном процессе. Предмет исследования - система заданий как специальное дидак­ тическое средство, разработанное с целью формирования и развития ди­ вергентного мышления младших школьников. Гипотеза исследования - развитие дивергентного мышления млад­ ших школьников - это педагогически управляемый процесс, эффектив­ ность которого зависит от направленности и содержательного наполнения специально разработанной системы заданий. Под системой в данном слу­ чае понимаются отвечающие целям и задачам исследования отбор и систе­ матизация заданий, реализованные в созданных и апробированных в ходе исследования дидактических материалах. Общая цель в соответствии с предметом исследования конкретизи­ руется в следующих задачах: 1. Проанализировать современное состояние проблемы развития дивер­ гентного мышления младших школьников. 2. Обосновать специфику построения дидактической системы заданий, необходимых для развития дивергентного мышления учащихся на­ чальных классов. 3. Разработать дидактическую систему заданий для развития дивер­ гентного мышления младших школьников и экспериментально про­ верить ее эффективность. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz