Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.
гентность сочетаются друг с другом в деятельности ребенка: одни компо ненты деятельности (например, цель) он может строить конвергентным путем, а другие (например, способы достижения этой цели) искать дивер гентным путем. При этом соотношение компонентов деятельности, кото рые ребенок ищет конвергентным или дивергентным путем, может неодно кратно меняться по мере продвижения ребенка в познании объекта1. Таким образом, дивергентное и конвергентное мышление в благо приятном случае дополняют и обогащают друг друга. При неблагоприят ных вариантах доминирует либо конвергентная составляющая, и тогда ре бенок не может собрать полную информацию из-за того, что его действия с объектом слишком стереотипны, либо дивергентная, и тогда ребенок те ряется, «тонет» в лавине полученной им самим разнообразной информа ции, будучи не в состоянии ее осмыслить. В инновационной отечественной практике общего образования уже утвердилось мнение о том, что одним из возможных резервов повышения эффективности обучения является введение в организацию учебного про цесса использования специальных развивающих заданий. Между тем ана лиз современных учебников для начальной школы - учебные пособия М.И. Моро и др. («Школа России»), И.И. Аргинской (система Л. В. Занко- ва), Н.Б. Истоминой («Гармония»), Л.Г Петерсон («Школа-2100») и др. - показал, что задачи дивергентного типа - большая редкость в их содержа нии. Практически все задачи, содержащиеся в учебниках, за редким ис ключением, относятся к числу «конвергентных». Иными словами, условия задачи предполагают существование лишь одного, «единственно верного» решения, которое может быть получено путем строгих логических рассуж дений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.). Специально разработанных систем заданий, ориентированных на развитие у школьников дивергентного мышления, в начальной школе не достаточно. Также можно отметить отсутствие разработанного дидактиче ского обоснования системы заданий, направленных на развитие дивер гентного мышления младших школьников. Следует обратить внимание и на то, что методологическую трудность представляет само определение понятия «дивергентная задача». Какой-либо классификации таких задач на сегодняшний день не создано, что, в свою очередь, затрудняет организа цию исследования процесса развития дивергентного мышления школьников. Исходя из всего вышесказанного, можно отметить целый ряд проти воречий как теоретического, так и практического характера: Противоречие 1 - между признаваемой в практике образования необходимостью организации личностно ориентированного развития ре 1 Поддьяков, А Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. ... д-рпсихол. наук/А .Н . Поддьяков. - М., 2 0 0 1 .-3 5 0 с. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz