Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

гентность сочетаются друг с другом в деятельности ребенка: одни компо­ ненты деятельности (например, цель) он может строить конвергентным путем, а другие (например, способы достижения этой цели) искать дивер­ гентным путем. При этом соотношение компонентов деятельности, кото­ рые ребенок ищет конвергентным или дивергентным путем, может неодно­ кратно меняться по мере продвижения ребенка в познании объекта1. Таким образом, дивергентное и конвергентное мышление в благо­ приятном случае дополняют и обогащают друг друга. При неблагоприят­ ных вариантах доминирует либо конвергентная составляющая, и тогда ре­ бенок не может собрать полную информацию из-за того, что его действия с объектом слишком стереотипны, либо дивергентная, и тогда ребенок те­ ряется, «тонет» в лавине полученной им самим разнообразной информа­ ции, будучи не в состоянии ее осмыслить. В инновационной отечественной практике общего образования уже утвердилось мнение о том, что одним из возможных резервов повышения эффективности обучения является введение в организацию учебного про­ цесса использования специальных развивающих заданий. Между тем ана­ лиз современных учебников для начальной школы - учебные пособия М.И. Моро и др. («Школа России»), И.И. Аргинской (система Л. В. Занко- ва), Н.Б. Истоминой («Гармония»), Л.Г Петерсон («Школа-2100») и др. - показал, что задачи дивергентного типа - большая редкость в их содержа­ нии. Практически все задачи, содержащиеся в учебниках, за редким ис­ ключением, относятся к числу «конвергентных». Иными словами, условия задачи предполагают существование лишь одного, «единственно верного» решения, которое может быть получено путем строгих логических рассуж­ дений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.). Специально разработанных систем заданий, ориентированных на развитие у школьников дивергентного мышления, в начальной школе не­ достаточно. Также можно отметить отсутствие разработанного дидактиче­ ского обоснования системы заданий, направленных на развитие дивер­ гентного мышления младших школьников. Следует обратить внимание и на то, что методологическую трудность представляет само определение понятия «дивергентная задача». Какой-либо классификации таких задач на сегодняшний день не создано, что, в свою очередь, затрудняет организа­ цию исследования процесса развития дивергентного мышления школьников. Исходя из всего вышесказанного, можно отметить целый ряд проти­ воречий как теоретического, так и практического характера: Противоречие 1 - между признаваемой в практике образования необходимостью организации личностно ориентированного развития ре­ 1 Поддьяков, А Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. ... д-рпсихол. наук/А .Н . Поддьяков. - М., 2 0 0 1 .-3 5 0 с. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz