Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.
условие одно, а возможных решений много, чаще всего и сталкивается че ловек в практической деятельности. В научном и художественном поиске, в управленческой сфере, в политике и экономике большинство проблем имеют не одно, а несколько решений. Развитие дивергентного мышления имеет значение не только для интеллектуального роста человека, но и для его личностного развития, воспитывает такие качества личности, как толе рантность, любознательность, креативность. Поскольку многими исследователями доказано, что младший школь ный возраст является сензитивным для развития общих интеллектуальных способностей детей (J1.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), можно предположить, что и дивергентное мышление наиболее активно развивается в младшем школьном возрасте. Практиче ская деятельность учителей и теоретические исследования (И.Л. Аматуни, И.И. Аргинская, В.М. Астапов, Р.А. Атаханов, А.В. Белошистая, Д.Б. Бого явленская, Р.Н. Бунеев, Г.И. Вергелес, Л.Г. Виленкин, А.В. Гаврилин, А.В. Горячев, А.В. Гринева, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, М.С. Егорова, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, И.Я. Лернер, И.А. Майданник, Н.А. Менчин- ская, Л.Г. Петерсон, А.И. Савенков, Н.Ф. Талызина, Л.С. Тимашова, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что специальная педагогическая рабо та с детьми способна существенно повысить уровень сформированности различных умственных действий, таких, например, как логические опера ции сравнения, обобщения и т.д. Возникает предположение, что аналогич ным образом можно влиять и на «дивергентность» как особое свойство ума, заключающееся в наличии поисковой активности, направленной на нахождение альтернативных решений различных задач. Важным с точки зрения развития личности представляется и то об стоятельство, что дивергентное мышление тесно связано с креативностью (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, М.С. Егорова, А.И. Серавин, П.А. Шаронова, М.А. Холодная), а последнее качество явля ется одним из самых востребованных в современном обществе. Интересной представляется мысль А.Н. Поддьякова о том, что ди- вергентностью следует называть творческую направленность на разнооб разие всех компонентов познавательной деятельности. В этом случае все те системы, где уделяется внимание развитию креативности, будут разви вать и дивергентное мышление. А.Н. Поддьяков также доказывает, что, наряду с дивергентностью, чрезвычайно важной является и противопо ложная направленность - направленность ребенка на выбор одного вари анта того или иного компонента деятельности (конвергентность). Она про является в построении наиболее адекватной на данный момент системы интерпретации, нахождении того принципа, которому подчиняется функ ционирование объекта (если этот принцип один), в выборе наиболее соот ветствующей цели в той или иной ситуации, избрании единственно необ ходимых орудий и способов действий с ними. Дивергентность и конвер- 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz