Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

условие одно, а возможных решений много, чаще всего и сталкивается че­ ловек в практической деятельности. В научном и художественном поиске, в управленческой сфере, в политике и экономике большинство проблем имеют не одно, а несколько решений. Развитие дивергентного мышления имеет значение не только для интеллектуального роста человека, но и для его личностного развития, воспитывает такие качества личности, как толе­ рантность, любознательность, креативность. Поскольку многими исследователями доказано, что младший школь­ ный возраст является сензитивным для развития общих интеллектуальных способностей детей (J1.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), можно предположить, что и дивергентное мышление наиболее активно развивается в младшем школьном возрасте. Практиче­ ская деятельность учителей и теоретические исследования (И.Л. Аматуни, И.И. Аргинская, В.М. Астапов, Р.А. Атаханов, А.В. Белошистая, Д.Б. Бого­ явленская, Р.Н. Бунеев, Г.И. Вергелес, Л.Г. Виленкин, А.В. Гаврилин, А.В. Горячев, А.В. Гринева, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, М.С. Егорова, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, И.Я. Лернер, И.А. Майданник, Н.А. Менчин- ская, Л.Г. Петерсон, А.И. Савенков, Н.Ф. Талызина, Л.С. Тимашова, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что специальная педагогическая рабо­ та с детьми способна существенно повысить уровень сформированности различных умственных действий, таких, например, как логические опера­ ции сравнения, обобщения и т.д. Возникает предположение, что аналогич­ ным образом можно влиять и на «дивергентность» как особое свойство ума, заключающееся в наличии поисковой активности, направленной на нахождение альтернативных решений различных задач. Важным с точки зрения развития личности представляется и то об­ стоятельство, что дивергентное мышление тесно связано с креативностью (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, М.С. Егорова, А.И. Серавин, П.А. Шаронова, М.А. Холодная), а последнее качество явля­ ется одним из самых востребованных в современном обществе. Интересной представляется мысль А.Н. Поддьякова о том, что ди- вергентностью следует называть творческую направленность на разнооб­ разие всех компонентов познавательной деятельности. В этом случае все те системы, где уделяется внимание развитию креативности, будут разви­ вать и дивергентное мышление. А.Н. Поддьяков также доказывает, что, наряду с дивергентностью, чрезвычайно важной является и противопо­ ложная направленность - направленность ребенка на выбор одного вари­ анта того или иного компонента деятельности (конвергентность). Она про­ является в построении наиболее адекватной на данный момент системы интерпретации, нахождении того принципа, которому подчиняется функ­ ционирование объекта (если этот принцип один), в выборе наиболее соот­ ветствующей цели в той или иной ситуации, избрании единственно необ­ ходимых орудий и способов действий с ними. Дивергентность и конвер- 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz