Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

О БЩ АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ А кту альн ость исследования. Преобразования в социальной, куль­ турной, экономической жизни Российского общества обусловливают из­ менения в системе образования, являющейся важнейшим социальным ин­ ститутом, который позволяет влиять на развитие общественного сознания, закрепляя в нем новые ориентиры развития. На необходимость обеспечи­ вать «организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражаю­ щего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и техноло­ гий» указано в тексте Концепции модернизации образования в Российской Федерации на период до 2010 г.1 Гуманизация образования, с одной стороны, предполагает макси­ мально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, а с другой - требует личности ребенка в процессе его обучения на содержательном материале создания образовательных технологий, способ­ ствующих всестороннему развитию. Необходимость разработки таких технологий является чрезвычайно актуальной для практики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Наименее разработанными эти вопросы представлены в теории и практике развития различных качеств и свойств мышления ребенка в системе начального школьного образования, в частности такого свойства мышления как «дивергентность». Понятие «дивергентное мышление» в научный оборот ввел Дж. Гил- форд. Он указал на принципиальное различие между двумя мыслитель­ ными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышле­ ние направлено на поиск единственно верного результата, а дивергентное мышление исходит из принципиальной возможности нахождения многих решений. Конвергентное мышление характеризуется правильностью и скоростью нахождения единственно возможного (нормативного) решения в соответствии с требованиями заданной ситуации. Дивергентное мышле­ ние определяется Дж. Гилфордом как тип мышления, идущий в различных направлениях. Такое «расходящееся» (Дж. Гилфорд) мышление позволяет менять направление поиска в процессе нахождения ответов на различные вопросы, что ведет к появлению целого веера разнообразных и неожидан­ ных решений и результатов. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения неор­ динарных идей и самовыражения личности. Таким образом, под заданиями дивергентного типа понимаются за­ дания любой предметной направленности, которые допускают существо­ вание многих правильных решений. Заметим, что с такими задачами, когда 1Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. -2002 . - 6 марта. - С. 12. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz