Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

детей. С одной стороны, это подтверждает, что развитие дивергентного и конвергентного (формально логического) мышления взаимосвязаны. С другой стороны, наводит на предположение о том, что целенаправленная работа над развитием дивергентного мышления позволяет добиться сразу двух результатов: получить, во-первых, положительный сдвиг в области развития дивергентного мышления, а во-вторых, прирост в области раз­ вития логического мышления. Это позволяет по-новому посмотреть на проблему разработки дидактических материалов для развития логического мышления младших школьников. В качестве основного вывода подчеркнем, что развитие дивергент­ ного мышления способствует общему умственному развитию учащихся. В этом мы видим главный итог нашего исследования. В заключении подводятся общие итоги выполненной работы и фор­ мулируются следующие выводы: 1. Необходимость развития дивергентного мышления и отсутствие дидактического материала для его развития явилось тем противоречием, разрешению которого было посвящено исследование. 2. Наиболее естественным методом развития дивергентного мышле­ ния представляется система задач особого типа, которые мы назвали ди­ вергентными. Создание системы таких задач и внедрение их в практику обучения позволили существенным образом повысить уровень развития дивергентного мышления школьников. Была разработана классификация заданий по критерию «дивергентность - конвергентность», что дало воз­ можность более четко выделить и охарактеризовать дивергентные задачи. Дивергентные задачи - это задания, предполагающие несколько решений и/или же несколько вариантов поиска решений. 3. Экспериментальное исследование было посвящено апробации сис­ темы задач, направленных на развитие дивергентного мышления. Выясни­ лось, что в процессе решения этих задач у детей развивается не только ди­ вергентное, но и логическое мышление. Об этом свидетельствуют резуль­ таты диагностики, проведенной по итогам эксперимента, направленного на развитие дивергентного мышления. Выполненное исследование не исчерпывает всего содержания по­ ставленной проблемы и позволяет наметить такое перспективное направ­ ление работы, как создание системы заданий, направленных на развитие дивергентного мышления подростков и старшеклассников. Основное содержание и результаты диссертационного исследо­ вания отражены в следующих публикациях: 1. Иванов, А. Н. Психодиагностика в учебном процессе / А. Н. Иванов // Вопросы гуманизации и гуманитаризации непрерывного образова­ ния. - Мурманск: МГПИ, 1994. - С. 53-54 (0,2 п.л.). 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz