Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.
детей. С одной стороны, это подтверждает, что развитие дивергентного и конвергентного (формально логического) мышления взаимосвязаны. С другой стороны, наводит на предположение о том, что целенаправленная работа над развитием дивергентного мышления позволяет добиться сразу двух результатов: получить, во-первых, положительный сдвиг в области развития дивергентного мышления, а во-вторых, прирост в области раз вития логического мышления. Это позволяет по-новому посмотреть на проблему разработки дидактических материалов для развития логического мышления младших школьников. В качестве основного вывода подчеркнем, что развитие дивергент ного мышления способствует общему умственному развитию учащихся. В этом мы видим главный итог нашего исследования. В заключении подводятся общие итоги выполненной работы и фор мулируются следующие выводы: 1. Необходимость развития дивергентного мышления и отсутствие дидактического материала для его развития явилось тем противоречием, разрешению которого было посвящено исследование. 2. Наиболее естественным методом развития дивергентного мышле ния представляется система задач особого типа, которые мы назвали ди вергентными. Создание системы таких задач и внедрение их в практику обучения позволили существенным образом повысить уровень развития дивергентного мышления школьников. Была разработана классификация заданий по критерию «дивергентность - конвергентность», что дало воз можность более четко выделить и охарактеризовать дивергентные задачи. Дивергентные задачи - это задания, предполагающие несколько решений и/или же несколько вариантов поиска решений. 3. Экспериментальное исследование было посвящено апробации сис темы задач, направленных на развитие дивергентного мышления. Выясни лось, что в процессе решения этих задач у детей развивается не только ди вергентное, но и логическое мышление. Об этом свидетельствуют резуль таты диагностики, проведенной по итогам эксперимента, направленного на развитие дивергентного мышления. Выполненное исследование не исчерпывает всего содержания по ставленной проблемы и позволяет наметить такое перспективное направ ление работы, как создание системы заданий, направленных на развитие дивергентного мышления подростков и старшеклассников. Основное содержание и результаты диссертационного исследо вания отражены в следующих публикациях: 1. Иванов, А. Н. Психодиагностика в учебном процессе / А. Н. Иванов // Вопросы гуманизации и гуманитаризации непрерывного образова ния. - Мурманск: МГПИ, 1994. - С. 53-54 (0,2 п.л.). 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz