Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

12 / □ логическое мышление ■ гибкость мышления □ дивергентное мышление экспериментальный класс прогимназия №40 Рис. 2. Показатели развития логического мышления, дивергентного мышления и гибкости мышления учащихся экспериментального класса и двух контрольных групп Сравнение результатов экспериментальной и двух контрольных групп показывает, что уровень развития логического мышления и дивер­ гентного мышления оказался значительно выше у учащихся эксперимен­ тального класса, что подтверждает нашу основную гипотезу. В то же время следует обратить внимание на то, что наибольшего прогресса учащиеся экспериментального класса добились в области логического мышления, а прирост в сфере гибкости мышления оказался незначительным. Это под­ тверждает нашу мысль о том, что гибкость мышления и дивергентность мышления не являются тождественными свойствами познавательной сфе­ ры. Дивергентность мышления — это умение найти несколько способов решения задачи, способность увидеть вариативность ответов и решений. Гибкость мышления - это способность высказывать большое количество идей, устанавливать ассоциативные связи между ними, переходить от яв­ лений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Гибкость мышления проявляется прежде всего в решении задач, связанных с вер­ бальным материалом. Именно этим обстоятельством мы объясняем тот факт, что учащиеся контрольного класса гимназии № 1 показали более вы­ сокие результаты в области гибкости мышления. Они обладают очень вы­ соким уровнем вербального развития изначально (чего требует обучение в специальной языковой гимназии), кроме того, сама направленность обуче­ ния в этой школе имеет ярко выраженную вербальную направленность, поскольку предполагает 4-5 дополнительных уроков иностранного языка в неделю. Несколько неожиданным, но весьма интересным результатом было получение значимого прироста в области развития логического мышления 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz