Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

логическое гибкость дивергентное мышление мышления мышление Рис. / Показатели развития логического мышления, дивергентного мышления и гибкости мышления учащихся экспериментального класса в динамике Наибольший положительный прирост произошел в области развития логического мышления детей, наименьший - в области развития гибкости мышления. То, что результаты в области прироста в развитии ди­ вергентного мышления и логического мышления не совпали, говорит о том, что эти качества мышления не являются аналогами, а представляют собой самостоятельные характеристики мыслительного процесса. Резуль­ таты экспериментальной работы представляются нам закономерными, по­ скольку ранее было доказано, что логическое мышление, более связанное с понятием «конвергентность», легче поддается дидактическому влиянию, поэтому дает более значимые результаты в приращении за отведенный для эксперимента срок. Тем не менее положительный сдвиг в развитии дивер­ гентного мышления школьников также очевиден. Для сопоставления результатов мы также провели диагностические исследования в 2 контрольных группах: во втором классе гимназии № 1 и во втором классе прогимназии № 40 в мае 2007 г. При этом в прогимназии № 40 был выбран класс, в котором целенаправленно в течение 2 лет велась специальная педагогическая работа по развитию логического мышления школьников. Кроме того, этот класс занимался в течение двух лет по раз­ вивающей системе Л.В. Занкова. Класс в прогимназии № 1 был выбран по следующим соображениям: I) гимназия имеет языковой уклон, поэтому все отобранные дети имеют высокий уровень вербального развития; 2) де­ ти занимались по учебнику математики Л.Г. Петерсон «Школа-2000», ко­ торый наиболее насыщен различным сложным математическим мате­ риалом среди всех существующих учебников математики для начальных классов. Результаты эксперимента по группам, показатели роста которых нас интересуют, отражены в диаграмме (рис. 2). 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz