Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

Будем считать конвергентными задачами только те, которые требуют одного верного решения. В частности, таковы все задания, для которых существует единственно правильный алгоритм действий: все простые за­ дачи, для решения которых нужно правильно выбрать одно арифметиче­ ские действие, или составные задачи, имеющие единственное решение; все вычислительные примеры, выполняемые по жестким правилам, и т.п. Од­ нако и здесь существует вариативность. Все эти виды заданий становятся таковыми, если ребенка ориентируют именно на данный подход, т.е. в про­ цессе обучения требуют применения «единственно верного» способа ре­ шения, не знакомя и не позволяя ему применения других способов дости­ жения правильного результата. В работе приводятся примеры задач всех типов. Второй п а р а гр аф -«Э к сп е р им ен тал ь н ая апробация системы зада­ ний на развитие дивергентного мыш л ен и я учеников 1 и 2 классов» - посвящен описанию экспериментальной работы. В апреле 2006 г. мы про­ вели диагностическое исследование на базе гимназии Ха 4 (г. Мурманск). Учащимся первого класса (экспериментальная группа) было предложено выполнить тест ранней интеллектуально-творческой одаренности (ТРИТО) В.Г. Грязевой-Добшинской. Как указано в аннотации, тест предназначен для диагностики дивергентного и конвергентного мышления детей 6 -7 и 9-10 лет. Тест прошел предварительную апробацию в специальных клас­ сах с интенсивным развивающим обучением. Методика имеет две парал­ лельные формы, каждая из которых состоит из 8 субтестов (гибкость мышления, способность производить арифметические действия в уме, смысловая память, уровень обобщения, уровень речевого развития, логи­ ческое мышление, пространственное мышление, дивергентное мышление). Мы приводим данные по 3 субтестам, имеющие значение для нашего ис­ следования: логическое мышление, гибкость мышления и дивергентное мышление. В течение 2006-2007 учебного года с учащимися данного класса про­ водился формирующий эксперимент, целью которого было развитие ди­ вергентного мышления. Суть эксперимента состояла в следующем. На уроках математики школьников знакомили с дивергентными задачами всех типов и объясняли их признаки, а также их отличия от конвергентных за­ дач. Затем дети приобретали опыт в решении подобных задач. Также детям предлагалось придумывать задачи разного типа. Результатом формирую­ щего эксперимента стала ориентировка детей в дивергентных задачах. В мае 2007 г. мы провели новое измерение в данном классе по тому же тесту. В результате тестирования был выявлен существенный прогресс в разви­ тии дивергентного мышления школьников, что было подтверждено сред­ ствами математической статистики: различия оказались значимыми на уровне 0,001. Результаты представлены в диаграмме. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz