Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.
невербальными заданиями, которые могли бы быть интересны ребенку и соответствовали бы ведущему в этом возрасте типу мышления. Вторая глава диссертации имеет название «П едагогическое обосно вание системы заданий дл я р азви ти я дивергентного мыш л ен и я млад шего ш кольника». Первый ее параграф - «Х ар актери сти ка и педагоги ческое обоснование системы заданий д л я разви ти я дивергентного мыш л ени я младших ш кол ьн и ко в » - сначала рассматривает основные подходы к организации развития той или иной характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Можно выделить три подхода. Пер вый заключается во введении в школьную программу новых (дополни тельных) дисциплин, в которых указанные характеристики выступают в качестве объекта специального формирования (например, в виде уроков психологического развития Н.П. Локаловой); в области рассматриваемого нами направления таких разработок нет. Второй подход заключается во введении соответствующих заданий в учебники базовых предметов. При этом следует заметить, что заданий дивергентного типа в существующих учебниках недостаточно. Третий подход - это разработка дополнительных материалов, цель которых - реализация системы развития дивергентного мышления младших школьников в учебном процессе. Эффективность это го варианта решения проблемы в том, что при условии создания таких ма териалов их можно будет использовать при работе по любому учебнику в любой системе обучения, что позволит не обращаться к крайне сложной и трудоемкой переделке учебников. Данное исследование представляет собой разработку последнего из перечисленных направлений. Мы полагаем, что для эффективного разви тия дивергентного стиля мышления младших школьников необходимо ис пользовать специальную систему заданий, которую можно включать в учебный процесс при изучении различных учебных предметов дополни тельно к учебникам. Под системой в нашем исследовании понимается со вокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Нами предлагается типология задач по критерию конвергентность/дивергентность. Эта типо логия отражена в таблице. Таблица Типология задач по критерию: конвергентность/дивергентность Количество решений Предполагают одно решение Предполагают несколько решений Количество способов решения Решаются одним способом Конвергентные задачи 1типа Дивергентные задачи 1типа Решаются несколькими способами Дивергентные задачи 2 типа (в том числе комбинаторные задачи) Дивергентные задачи 3 типа 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz