Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

невербальными заданиями, которые могли бы быть интересны ребенку и соответствовали бы ведущему в этом возрасте типу мышления. Вторая глава диссертации имеет название «П едагогическое обосно­ вание системы заданий дл я р азви ти я дивергентного мыш л ен и я млад­ шего ш кольника». Первый ее параграф - «Х ар актери сти ка и педагоги ­ ческое обоснование системы заданий д л я разви ти я дивергентного мыш л ени я младших ш кол ьн и ко в » - сначала рассматривает основные подходы к организации развития той или иной характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Можно выделить три подхода. Пер­ вый заключается во введении в школьную программу новых (дополни­ тельных) дисциплин, в которых указанные характеристики выступают в качестве объекта специального формирования (например, в виде уроков психологического развития Н.П. Локаловой); в области рассматриваемого нами направления таких разработок нет. Второй подход заключается во введении соответствующих заданий в учебники базовых предметов. При этом следует заметить, что заданий дивергентного типа в существующих учебниках недостаточно. Третий подход - это разработка дополнительных материалов, цель которых - реализация системы развития дивергентного мышления младших школьников в учебном процессе. Эффективность это­ го варианта решения проблемы в том, что при условии создания таких ма­ териалов их можно будет использовать при работе по любому учебнику в любой системе обучения, что позволит не обращаться к крайне сложной и трудоемкой переделке учебников. Данное исследование представляет собой разработку последнего из перечисленных направлений. Мы полагаем, что для эффективного разви­ тия дивергентного стиля мышления младших школьников необходимо ис­ пользовать специальную систему заданий, которую можно включать в учебный процесс при изучении различных учебных предметов дополни­ тельно к учебникам. Под системой в нашем исследовании понимается со­ вокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Нами предлагается типология задач по критерию конвергентность/дивергентность. Эта типо­ логия отражена в таблице. Таблица Типология задач по критерию: конвергентность/дивергентность Количество решений Предполагают одно решение Предполагают несколько решений Количество способов решения Решаются одним способом Конвергентные задачи 1типа Дивергентные задачи 1типа Решаются несколькими способами Дивергентные задачи 2 типа (в том числе комбинаторные задачи) Дивергентные задачи 3 типа 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz