Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

дания вербального материала в тестах, что делает такие тесты культурно зависимыми. По нашему мнению, тесты с преобладанием вербального ма­ териала позволяют оценивать уровень речевого развития и словесную креативность, но не дивергентность мышления, которую следовало бы проверять разными способами, в частности при помощи задач на про­ странственное воображение, на предметно-действенное и наглядно-образ- ное мышление. Эта мысль развивается в пятом параграфе первой главы, который на­ зывается «М етоды разви ти я дивергентного мыш ления». Основной про­ блемой, связанной с процессом развития мышления, является проблема средств, с помощью которых выполняется та или иная мыслительная опе­ рация. Рассматриваются различные варианты решения этой проблемы. По­ пытка построить модель формирования дивергентного мышления была предпринята И.А. Майданник. В исследовании данного автора преобла­ дающее внимание было уделено психологической основе конструирования дивергентных вербальных ответов учеников в решении креативных задач. И.А. Майданник ссылается на JI.C. Выготского, согласно которому именно слово-знак является производящей причиной человеческой психики. Обу­ чение - это лишь специальный, дополнительный фактор, обеспечивающий освоение слов-знаков, значений, понятий. Речь создает новые условия для мыслительной деятельности. Важная особенность развивающего экспери­ мента И.А. Майданник - групповое обсуждение заданий, своеобразная форма сотворчества группы детей и преподавателя. К.В. Дрязгунов, как и И.А. Майданник, предлагает сугубо вербаль­ ные методы развития дивергентного мышления: интерпретация (придание объектам обсуждения новых смыслов), диалог (понимаемый в духе Сокра­ товской «майевтики»), моделирование, доказательство, написание эссе, «мозговой штурм», морфологический анализ, целенаправленная и систе­ матическая работа обучаемых с первоисточниками по изучаемому курсу и рефлексия над ними, а также «метод дневных грез». Но только два метода - методы интерпретации и диалога - у исследователя получают теоретиче­ ское обоснование. Можно согласиться с тем, что вербальные методы, такие как интерпретация, сократический диалог, групповая дискуссия, способны обеспечить развитие дивергентного мышления. Однако мы в то же время считаем, что одни только вербапьйые методы недостаточны в работе с детьми младшего школьного возраста. Необходимо дополнить их невер­ бальными, поскольку мышление младшего школьника, тем более перво­ классника, является преимущественно наглядно-образным и предметно­ действенным. Принцип природосообразности подводит к выводу о том, что существующие методы развития дивергентного мышления, носящие преимущественно вербальный характер, не могут обеспечить полноценное его формирование у младших школьников, и потому их надо дополнить 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz