Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

батываюгся и реализуются на практике разнообразные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях отличие от стандартного начального образования касается, главным образом, условий обучения (малая напол­ няемость классов, особый режим чередования обучения и игры и т.п.). В других случаях, что более важно, отмеченное отличие заключается в со­ держании учебных программ. Здесь можно выделить две наиболее распро­ страненные в настоящее время целостные системы развивающего обуче­ ния: одна разработана под руководством Д.Б. Эльконина (1989) и В.В. Да­ выдова (1996), другая - под руководством Л.В. Занкова (1990). Серьезной новизной обладают авторские разработки отдельных учебных дисциплин, например, созданная под руководством B.C. Библера (1991) программа «Школа диалога культур» (1992). Все большее значение в школьном обра­ зовании приобретают гимназии, начальное образование в которых харак­ теризуется, как правило, большим, чем обычно, числом учебных предме­ тов. В основном внимание уделяется развитию либо логического, либо творческого (в области искусства), либо теоретического мышления уча­ щихся. Разнообразие программ начального образования создает серьезную исследовательскую проблему - охарактеризовать развивающие возможно­ сти реализуемых в них педагогических технологий. Однако принципиаль­ но важным с точки зрения данного исследования представляется тот факт, что ни в одной из существующих педагогических систем специально зада­ ча развития дивергентного мышления не ставится, а значит, специально развитие данного качества мышления не предусматривается. В четвертом параграфе первой главы - «Проблема ди агно стики ди ­ вергентного мыш ления» - отмечается, что в настоящее время имеется определенный недостаток средств диагностики дивергентного мышления. ТРИТО - Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности В.Г. Гря- зевой-Добшинской - является, по нашему мнению, наиболее адекватным методом изучения дивергентного мышления. Во многих других тестах, в том числе и в тесте Торренса, присутствует определенная теоретическая путаница, которая приводит к тому, что одно из качеств мышления, на­ пример гибкость, выдается то за дивергентность мышления, то за один из аспектов дивергентного мышления, то за самостоятельное качество ума. Дивергентность мышления может быть адекватно проверена дивергент­ ными задачами - такими, которые предполагали бы несколько вариантов или способов решения. Таким образом, возникает теоретическая проблема классификации задач по критерию дивергентности, на основе которой будет возможно создание «батареи» дивергентных задач. Очевидно, что задачи, требующие продуцирования множества образов, слов или предложений, относятся к классу творческих, креативных задач либо же, согласно принятой нами классификации, к классу задач на гибкость мышления, но не задач на ди­ вергентное мышление. Существует также нерешенная проблема преобла­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz