Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

и формально далеким по содержанию, но связанным на уровне «невиди­ мых», скрытых свойств. Под дивергентностью мышления понимается спо­ собность находить несколько решений (или способов решения) одной за­ дачи и общую направленность мышления на поиск различных вариантов решений задачи. Третий параграф - «Ф а к то ры разви ти я дивергентного мыш л е­ ния» - посвящен вопросу о том, какую роль в формировании и развитии дивергентного мышления играют психофизиологические особенности че­ ловека и обучение. Первый пункт третьего параграфа называется «Психо­ фи зиологические к о р р ел яты дивергентного мыш ления». В литературе по психофизиологии (В.В. Аршавский, P.M. Грановская, И.В. Мошева, О.М. Разумникова, B.C. Роттенберг, С.М. Бондаренко) указывается на то, что особенности межполушарного взаимодействия, доминирование пра­ вого или левого полушария влияют на когнитивный стиль мышления. Од­ нако при этом влияние типологии функциональной асимметрии полуша­ рий на формирование структурных компонентов умственного развития у младших школьников опосредовано спецификой программы развиваю­ щего обучения. Так, например, И.В. Мошева доказывает, что обучение младших школьников по развивающей программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова активизирует в большей степени правополушарные систе­ мы мозга, тогда как обучение младших школьников по развивающей про­ грамме Л.В. Занкова - левополушарные системы мозга. Во второй части третьего параграфа - «Роль обучения в развитии дивергентного мыш л ени я» - мы обращаем внимание на парадокс про­ блемы целенаправленного формирования дивергентного мышления, кото­ рый состоит в том, что развитие операционных компонентов дивергентно­ го мышления не предполагает готовых алгоритмов. Поэтому необходимо найти другие механизмы формирования дивергентного мышления. С дру­ гой стороны, существуют определенные наработки в сфере развития креа­ тивности (J1.H. Прохорова, А.И. Савенков, B.C. Юркевич), которые позво­ ляют выделить особую структуру заданий, ориентированных именно на развитие дивергентности. Проведенный анализ подвел к выводу, что задача развития дивер­ гентного мышления, по сравнению с задачей развития креативности, явля­ ется более прогнозируемой и поддающейся педагогическому влиянию. Дивергентность можно развивать в рамках общей задачи развития интел­ лекта. Это будет, с одной стороны, создавать благоприятную почву для развития креативности ребенка, а с другой - решать задачу формирования мотивации, способности к саморегуляции учебной деятельности, а также способствовать общему интеллектуальному развитию ребенка. Далее проводится теоретический анализ педагогических систем раз­ вивающего обучения с точки зрения возможности их влияния на развитие дивергентного мышления младших школьников. В последние годы разра- П

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz