Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.
и формально далеким по содержанию, но связанным на уровне «невиди мых», скрытых свойств. Под дивергентностью мышления понимается спо собность находить несколько решений (или способов решения) одной за дачи и общую направленность мышления на поиск различных вариантов решений задачи. Третий параграф - «Ф а к то ры разви ти я дивергентного мыш л е ния» - посвящен вопросу о том, какую роль в формировании и развитии дивергентного мышления играют психофизиологические особенности че ловека и обучение. Первый пункт третьего параграфа называется «Психо фи зиологические к о р р ел яты дивергентного мыш ления». В литературе по психофизиологии (В.В. Аршавский, P.M. Грановская, И.В. Мошева, О.М. Разумникова, B.C. Роттенберг, С.М. Бондаренко) указывается на то, что особенности межполушарного взаимодействия, доминирование пра вого или левого полушария влияют на когнитивный стиль мышления. Од нако при этом влияние типологии функциональной асимметрии полуша рий на формирование структурных компонентов умственного развития у младших школьников опосредовано спецификой программы развиваю щего обучения. Так, например, И.В. Мошева доказывает, что обучение младших школьников по развивающей программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова активизирует в большей степени правополушарные систе мы мозга, тогда как обучение младших школьников по развивающей про грамме Л.В. Занкова - левополушарные системы мозга. Во второй части третьего параграфа - «Роль обучения в развитии дивергентного мыш л ени я» - мы обращаем внимание на парадокс про блемы целенаправленного формирования дивергентного мышления, кото рый состоит в том, что развитие операционных компонентов дивергентно го мышления не предполагает готовых алгоритмов. Поэтому необходимо найти другие механизмы формирования дивергентного мышления. С дру гой стороны, существуют определенные наработки в сфере развития креа тивности (J1.H. Прохорова, А.И. Савенков, B.C. Юркевич), которые позво ляют выделить особую структуру заданий, ориентированных именно на развитие дивергентности. Проведенный анализ подвел к выводу, что задача развития дивер гентного мышления, по сравнению с задачей развития креативности, явля ется более прогнозируемой и поддающейся педагогическому влиянию. Дивергентность можно развивать в рамках общей задачи развития интел лекта. Это будет, с одной стороны, создавать благоприятную почву для развития креативности ребенка, а с другой - решать задачу формирования мотивации, способности к саморегуляции учебной деятельности, а также способствовать общему интеллектуальному развитию ребенка. Далее проводится теоретический анализ педагогических систем раз вивающего обучения с точки зрения возможности их влияния на развитие дивергентного мышления младших школьников. В последние годы разра- П
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz