Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.
термина «дивергенция». Термин «дивергенция» (от средневекового, лат. divergo - отклоняюсь) впервые был введен в научный оборот Ч. Дарвиным для объяснения многообразия сортов культурных растений, пород домаш них животных и биологических видов. Позднее термин «дивергенция» стал использоваться в самых разных науках, в частности в лингвистике, математике, океанологии, социологии, философии, теории систем. Прин ципиально важным с точки зрения методологии научного знания является постулат, согласно которому принцип дивергенции является универсаль ным и характеризует бесконечный процесс усложнения любых форм су ществования самоорганизующейся материи. Таким образом, главным при знаком дивергентности как всеобщего свойства материи является «расхо ждение», а основной признак «дивергентного мышления» - альтернатив ность путей, способов и форм решения проблем. К основному признаку дивергентного мышления - альтернативно сти - Дж. Гилфорд и вслед за ним другие ученые (Л.Я. Дорфман, Е. Тор ренс) начинают «добавлять» (в рамках теоретического анализа) другие свойства: целостность, системность, интуитивность, опора на воображе ние, быстрота, точность, оригинальность, творческость. По мнению К.В. Дрязгунова, основным показателем дивергентного мышления являет ся интеллектуальная активность, сочетающая мотивационный и познава тельный аспекты. На наш взгляд, конвергентное мышление может быть тоже «быст рым», «интуитивным» и т.д. Суть проблемы заключается в том, что кон- вергентность и дивергентность - это два свойства мышления, при взаимо действии которых и достигается системность, целостность, ориги нальность и другие полезные качества мышления. Второй параграф называется «С р авни тел ьны й ан али з понятий : дивергентное мыш ление, креативность, интеллект». Многие специали сты отождествляют эти понятия или же считают дивергентное мышление основой креативности (Дж. Гилфорд, М.А. Холодная). Кроме того, отдель ные авторы (А.А. Рожкова) считают синонимичными понятия «гибкость мышления» и «дивергентность мышления». Получается, что гибкость мышления - это, в конечном счете, и есть креативность. При этом роль других компонентов креативности, в частности воображения, неизбежно преуменьшается. Безусловно, креативность, гибкость мышления и дивер гентность мышления взаимосвязаны. Но при этом мы считаем, что содер жание всех трех вышеназванных понятий не совпадает. В рамках данного исследования под креативностью понимается прежде всего способность к созданию объективно нового - новых образов, теорий, конструкций, при боров и тому подобных продуктов, имеющих художественное, научное или техническое значение. Под гибкостью мышления понимается способ ность выдавать большое количество идей, устанавливать ассоциативные связи между ними, переходить от явлений одного класса к другим, внешне 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz