Иванов, А. Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Иванов Андрей Николаевич ; [Мурм. гос. пед. ун-т]. – Мурманск : МГПУ, 2007. – 19 с. : ил.

термина «дивергенция». Термин «дивергенция» (от средневекового, лат. divergo - отклоняюсь) впервые был введен в научный оборот Ч. Дарвиным для объяснения многообразия сортов культурных растений, пород домаш­ них животных и биологических видов. Позднее термин «дивергенция» стал использоваться в самых разных науках, в частности в лингвистике, математике, океанологии, социологии, философии, теории систем. Прин­ ципиально важным с точки зрения методологии научного знания является постулат, согласно которому принцип дивергенции является универсаль­ ным и характеризует бесконечный процесс усложнения любых форм су­ ществования самоорганизующейся материи. Таким образом, главным при­ знаком дивергентности как всеобщего свойства материи является «расхо­ ждение», а основной признак «дивергентного мышления» - альтернатив­ ность путей, способов и форм решения проблем. К основному признаку дивергентного мышления - альтернативно­ сти - Дж. Гилфорд и вслед за ним другие ученые (Л.Я. Дорфман, Е. Тор­ ренс) начинают «добавлять» (в рамках теоретического анализа) другие свойства: целостность, системность, интуитивность, опора на воображе­ ние, быстрота, точность, оригинальность, творческость. По мнению К.В. Дрязгунова, основным показателем дивергентного мышления являет­ ся интеллектуальная активность, сочетающая мотивационный и познава­ тельный аспекты. На наш взгляд, конвергентное мышление может быть тоже «быст­ рым», «интуитивным» и т.д. Суть проблемы заключается в том, что кон- вергентность и дивергентность - это два свойства мышления, при взаимо­ действии которых и достигается системность, целостность, ориги­ нальность и другие полезные качества мышления. Второй параграф называется «С р авни тел ьны й ан али з понятий : дивергентное мыш ление, креативность, интеллект». Многие специали­ сты отождествляют эти понятия или же считают дивергентное мышление основой креативности (Дж. Гилфорд, М.А. Холодная). Кроме того, отдель­ ные авторы (А.А. Рожкова) считают синонимичными понятия «гибкость мышления» и «дивергентность мышления». Получается, что гибкость мышления - это, в конечном счете, и есть креативность. При этом роль других компонентов креативности, в частности воображения, неизбежно преуменьшается. Безусловно, креативность, гибкость мышления и дивер­ гентность мышления взаимосвязаны. Но при этом мы считаем, что содер­ жание всех трех вышеназванных понятий не совпадает. В рамках данного исследования под креативностью понимается прежде всего способность к созданию объективно нового - новых образов, теорий, конструкций, при­ боров и тому подобных продуктов, имеющих художественное, научное или техническое значение. Под гибкостью мышления понимается способ­ ность выдавать большое количество идей, устанавливать ассоциативные связи между ними, переходить от явлений одного класса к другим, внешне 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz