Иванов, А. Н. Местами ясно : [роман] / Андрей Иванов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2012. – [Вып.] 16. – C. 13-71.
представил себе, как он посмотрит сейчас, и он так именно, в соответствии с моим представлением и посмотрел. Од нако, раздумывать над этим впечатлением не было време ни. Я пообещал заранее, что прочту его рукопись при нем и тут же выскажу свое мнение. К такому плану действий меня приучила лавина рукописей, которыми меня завали вали начинающие авторы. Если сразу не прочтешь - потом уже трудно вспомнить, где там их драгоценные рукописи завалялись. Итак, я честно прочитал повесть. И у меня воз никли следующие соображения... Филологи, литературоведы, даже самые замечатель ные, в большинстве своем лишены дара собственно лите ратурного. Они прекрасно понимают чужое творчество, тонко чувствуют его, но когда принимаются творить сами, сразу выказывают всю отвлеченность своего существова ния. Их стихи - это красивые и гладкие прописи, а проза, несмотря на эрудицию автора, по сути неграмотна: нет ни сюжета, ни характеров, а есть только какие-то расплывча тые описания. Читать можно, но: скучища! Может быть, подводит незнание реальной жизни, вот той самой житей ской прозы? Повесть Рановского оказалась, в виде исключения, довольно любопытной. Этакая «Антипедагогическая поэ ма». Школьная тема была популярна всегда: и в кино, и в литературе. Зритель, читатель уже привыкли: «Учитель нас проводит до угла...» Он - самоотверженный новатор, она - беспринципная конъюнктурщица и в то же время кон серваторша, или наоборот. Отличник - зануда, как вариант - циничный карьерист, а вот легкомысленный троечник - одаренная бас-гитара. У Рановского, вероятно, под влиянием душевного кризиса, школа получилась неузнаваемой, смещенной, как в кривом зеркале. Несмотря на странность общего опи сания, читать эту повесть было нескучно. Все мы были детьми, иногда страдали от несправедливости учителей. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz