Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.

следовательно, языковая личность в рамках данного исследования может быть рассмотрена как лингвокультурологический феномен. 11онятие рече­ вого портрета группы носителей языка, как отмечает JI.I1. Крысин, берет свое начало в диалектологии. Основа понятия - языковые средства, выбор которых осуществляется в зависимости от целей коммуникации. Т.М. Ни­ колаева ставит вопрос о построении социолингвистических портретов, в которых был бы компонент, характеризующий тактику речевого поведе­ ния: выбор одних элементов и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное от­ вержение других и т.д. Необходимо при этом фиксировать яркие диагно­ стирующие пятна, а не все уровни и факты языковой системы'. В нашем исследовании мы следовали принципам этнической одно­ родности и языкового разнообразия типичного представителя той или иной национально-культурной автономии. Под этнической однородно­ стью будет пониматься определяемая самим информантом национальная принадлежность, под языковым разнообразием — владение несколькими языками (русским и родным). Актуальным при этом будут не особенности в наборе языковых единиц или речевом поведении2, а языковое самосоз­ нание, которое проявляется в оценке знания своего родного языка. При этом признаком, характеризующим идентичность единичного и коллек­ тивного субъекта, будет являться не сам язык, а особенности его использо­ вания носителями для решения познавательных и коммуникативных задач в конкретной культурной среде. Вопрос об этнической региональной языковой личности в связи с этим решается в пользу моделирования «по совокупности признаков, реле­ вантных для определенной категории говорящих и для определенной кате­ гории ситуаций»3. Такими признаками в нашем исследовании явились: признание определенного языка родным; наличие условий для изучения языка в детстве (семье, школе); существование языковой среды (в детстве, юношестве, зрелом возрасте); мотивация к изучению родного языка акаде­ мическим путем; желание сохранение родного языка в собственной семье; сохранение фольклорной традиции, в которой носитель языка испытывает коммуникативную потребность (этот признак выделяет В.Д. Лютикова4). Критерии определения понятия родной язык в современной лингвис­ тике не определены. Еще большие трудности возникают при определении понятия родной язык во время переписи населения: основания для ответа на вопрос о том, какой язык опрашиваемый считает родным, у разных лип 1 Ср.: Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 481 482. 2Там ж е .-С . 485. ’ Камапова А.А., Савелова J1.A. Лингвокультурологическое описание северной русской деревни: Учеб. пособие. - Архангельск: 11оморский университет, 2007. - С. 17. 4 Там же. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz