Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.
индивидуальные черты, можно отнести описание региона по следующим параметрам: 1. Языковая среда малой этнической группы. 2. Потребность в знании (изучении) родного языка в регионе. По мнению Е.Ю. Протасовой, на самоощущение эмигранта влияют факторы, связанные с его социально языковой средой: —язык окружения (это диалект родного языка? совер шенно незнакомый язык? престижный ли это язык? изучался ли он зара нее, до переселения? какие есть учебники и пособия, литература по этому языку?); —подготовленность к эмиграции (имеет ли человек навыки изуче ния второго языка? какими другими языками владеет? насколько пред ставляет себе, что его ожидает? имеет ли перед глазами успешные приме ры интеграции? насколько он мотивирован к изучению языка и интегра ции?); —возраст переселения (процесс овладения вторым языком происхо дит по-разному в разных возрастах); - состав членов семьи (насколько за висит успех интеграции всей семьи от действий отдельных ее членов? осознается ли это? с кем, как много, на каких языках происходит общение в семье?); - возможности участия в жизни принимающего общества; - по ложение на родине (или там, откуда человек переселился); - характер, темперамент, тип личности, умение концентрироваться на решении про блем, способность к автодидактике)1. Поэтому признаки « языковое окру жение» и « потребность (мотивация) в знании/изучении языка» являются принципиально важными в адаптации носителя иного этноса, а значит, в структуре социолингвистического портрета региона. В настоящем исследовании методами анкетирования и интервьюиро вания информантов разных малых этнических групп Кольского Севера вы явились некие совокупности, позволяющие выявить индивидуальные черты жителя области и названные нами этнической региональной языковой лич ностью. Языковая личность как самостоятельный объект изучения, введен ный в научный обиход В.В. Виноградовым, И.Р. Богиным, Ю.Н. Карауло вым, представляет собой прежде всего социальный тип, поэтому социолин гвистический аспект ее описания связан с выявлением социального стату са говорящего через его речь2. В настоящем исследовании актуальным яв ляется не столько социальный статус языковой личности, сколько ее р е гионально-этнический признак, а принадлежность жителя региона к со циокультурной жизни субъекта РФ делает возможным рассмотрение про блемы на стыке нескольких дисциплин - социолингвистики, этнолингви стики и лингвокультурологии. В этом плане анализируемый тип близок к Диалектной языковой личности. С другой стороны, язык - часть культуры3, Протасова Е.К). Феннороссы : ж и т ь и употребление языка. - СПб.: Златоуст, 2004. - г С. 147-148. Морозова О.Е. Мир человека и его речь: Монография. - Архангельск: Поморский 3 Университет, 2005. - С. 4. Иванищева О.Н. Язык и культура: Учеб. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2007. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz