Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.

индивидуальные черты, можно отнести описание региона по следующим параметрам: 1. Языковая среда малой этнической группы. 2. Потребность в знании (изучении) родного языка в регионе. По мнению Е.Ю. Протасовой, на самоощущение эмигранта влияют факторы, связанные с его социально­ языковой средой: —язык окружения (это диалект родного языка? совер­ шенно незнакомый язык? престижный ли это язык? изучался ли он зара­ нее, до переселения? какие есть учебники и пособия, литература по этому языку?); —подготовленность к эмиграции (имеет ли человек навыки изуче­ ния второго языка? какими другими языками владеет? насколько пред­ ставляет себе, что его ожидает? имеет ли перед глазами успешные приме­ ры интеграции? насколько он мотивирован к изучению языка и интегра­ ции?); —возраст переселения (процесс овладения вторым языком происхо­ дит по-разному в разных возрастах); - состав членов семьи (насколько за­ висит успех интеграции всей семьи от действий отдельных ее членов? осознается ли это? с кем, как много, на каких языках происходит общение в семье?); - возможности участия в жизни принимающего общества; - по­ ложение на родине (или там, откуда человек переселился); - характер, темперамент, тип личности, умение концентрироваться на решении про­ блем, способность к автодидактике)1. Поэтому признаки « языковое окру­ жение» и « потребность (мотивация) в знании/изучении языка» являются принципиально важными в адаптации носителя иного этноса, а значит, в структуре социолингвистического портрета региона. В настоящем исследовании методами анкетирования и интервьюиро­ вания информантов разных малых этнических групп Кольского Севера вы­ явились некие совокупности, позволяющие выявить индивидуальные черты жителя области и названные нами этнической региональной языковой лич­ ностью. Языковая личность как самостоятельный объект изучения, введен­ ный в научный обиход В.В. Виноградовым, И.Р. Богиным, Ю.Н. Карауло­ вым, представляет собой прежде всего социальный тип, поэтому социолин­ гвистический аспект ее описания связан с выявлением социального стату­ са говорящего через его речь2. В настоящем исследовании актуальным яв­ ляется не столько социальный статус языковой личности, сколько ее р е ­ гионально-этнический признак, а принадлежность жителя региона к со­ циокультурной жизни субъекта РФ делает возможным рассмотрение про­ блемы на стыке нескольких дисциплин - социолингвистики, этнолингви­ стики и лингвокультурологии. В этом плане анализируемый тип близок к Диалектной языковой личности. С другой стороны, язык - часть культуры3, Протасова Е.К). Феннороссы : ж и т ь и употребление языка. - СПб.: Златоуст, 2004. - г С. 147-148. Морозова О.Е. Мир человека и его речь: Монография. - Архангельск: Поморский 3 Университет, 2005. - С. 4. Иванищева О.Н. Язык и культура: Учеб. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2007. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz