Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.

общем пространственном размещении культур'. В целях нашего исследования также существенно подчеркнуть именно этнический , языковой и культурный фактор, а не социальный, хо­ тя, само собой разумеется, социальные характеристики останутся востре­ бованными в той или иной степени. Поэтому для нас актуальным является понятие ‘'социолингвистический портрет ', в котором в рамках комплекс­ ного подхода к описанию языковой ситуации региона сочетается коллек­ тивное и индивидуачьное начало. Критерии комплексного социолингвистического описания региона должны, по нашему мнению, отражать признаки, на основании которых производится оценка состояния положения языков на данной территории. При этом существенно выделить основания для выявления общих (коллек­ тивных) и индивидуальных черт. К критериям комплексного социолингвистического портрета север­ ного приграничного региона, позволяющим выявить общие ( коллектив­ ные ) черты, можно отнести описание региона по следующим параметрам: 1. Население, его национальный и этнический состав: Население Мурман­ ской области и ее национальный состав. Динамика населения по этниче­ ским группам и ее причины. Межэтнические браки. ( Источники данных: Итоги Всероссийских переписей, данные местной статистики.) 2. Языки этнических групп региона: Языки, их состав. Количество говорящих, по­ нимающих, читающих на языке. Степень владения языками. Мероприятия по сохранению языка (клубы, кружки, курсы, газеты, литература, средства массовой информации). Функционирование языка. Формы коммуникации (устно, письменно, аудиовизуально). Характер взаимодействия коммуни­ кантов (индивидуальный (межличностный), индивидуально-групповой, межгрупповой, межсоциальный, межнациональный (международный)). Типы коммуникации (диалог, монолог). ( Источники данных: Итоги Все­ российских переписей; анкетирование, интервьюирование.) 3. Самоорга­ низация (национально-культурные автономии): Когда создана автономия, в чем ее задачи, конкретные мероприятия. ( Источники данных: материалы Управления Федеральной регистрационной службы; интервьюирование руководителей автономий.) 4. Государственное регулирование: Политика регионального правительства по вопросу сохранения языка и культуры эт­ нических групп. Анализ публикаций средств массовой коммуникации. (.Источники данных: интервьюирование представителей Правительства Мурманской области, результаты контент-анализа публикаций средств массовой коммуникации.). К критериям комплексного социолингвистиче­ ского портрета северного приграничного региона, позволяющим выявить 1 Карелина Л.Ф. Специфика я чыковой деятельности украинской диаспоры в полиэтни­ ческом окружении в аспекте социолингвистической контактолог ии (на материале Тюменской области): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Великий Новгород, 2006. - С. 12. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz