Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.
динение Украинцев Мурманской области», «Объединение белорусов Мурманской области ‘РАДЗИМА (Родина)’», местная общественная орга низация «Литовское культурное общество г. Мурманска ‘Летува’», мур манское региональное общественное учреждение Татарского культурного центра ‘Гульжихан’, общественная организация «Мурманский региональ ный центр татарско-башкирской культуры ‘Идель-Урал’, мурманское об ластное отделение Общероссийской общественной организации «Всерос сийский Азербайджанский Конгресс», 2 организации евреев (Мурманская областная общественная организация еврейский благотворительный центр «ЗАБОТА» - «СИЯНИЕ ХЭСЭДА» и Мурманская региональная общест венная организация еврейское культурное общество «Шалом») и 4 органи зации саами (Мурманская областная общественная организация саамских мастеров и художников «Чепесь самь», Мурманская областная обществен ная организация инвалидов-саамов «Саамский союз», Мурманская област ная общественная организация «Ассоциация кольских саамов» и общест венная организация саамов Мурманской области). Как видно, далеко не все национальности Мурманской области охва чены этим видом деятельности, и соотношение количества носителей эт нических признаков и количества национально-культурных объединений далеко не пропорционально (на 1 769 саами (0,2% населения Мурманской области) 6 организаций, на 675 евреев (0,07 %) - 5). Такой факт зафикси рован и в другом пограничном регионе —Калининградской области. Ана лизируя этнонациональные и этнокультурные факторы социокультурной динамики названной территории, Н.В. Живенок констатирует, что числен ность этнокультурных организаций в области значительно превышает уро вень их представленности в других регионах России, а их количество об ратно пропорционально численности их этносов в Калининградской об ласти. Например, литовцы учредили 9 национально-культурных обществ, немцы - 7, украинцы —6, поляки —4, русские —3 (2003). В то время как ли товцы составляют в Калининградской области 1,9% населения, немцы — 0,63%, украинцы - 7,5%, поляки —0,5%, а русские - 78%’. По отношению к Мурманской области такое положение с количеством национально- культурных объединений связано не с успешной адаптацией этноса (или его элиты) в социальное пространство региона, как в Калининградской об ласти2, а, по нашему мнению, с попыткой этнического . самоутверждения. Достаточно большая активность по формированию объединений среди бе лорусов (3 национально-культурных объединения на 20 335 носителей эт носа, 2,27% населения области) обусловлена, возможно, и поддержкой на межгосударственном уровне: в г. Мурманске есть отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Живенок Н.В. Пограничный регион в социальном пространстве России (на примере Калининградской области): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - СПб., 2006. - С. 31. Там же. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz