Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.

динение Украинцев Мурманской области», «Объединение белорусов Мурманской области ‘РАДЗИМА (Родина)’», местная общественная орга­ низация «Литовское культурное общество г. Мурманска ‘Летува’», мур­ манское региональное общественное учреждение Татарского культурного центра ‘Гульжихан’, общественная организация «Мурманский региональ­ ный центр татарско-башкирской культуры ‘Идель-Урал’, мурманское об­ ластное отделение Общероссийской общественной организации «Всерос­ сийский Азербайджанский Конгресс», 2 организации евреев (Мурманская областная общественная организация еврейский благотворительный центр «ЗАБОТА» - «СИЯНИЕ ХЭСЭДА» и Мурманская региональная общест­ венная организация еврейское культурное общество «Шалом») и 4 органи­ зации саами (Мурманская областная общественная организация саамских мастеров и художников «Чепесь самь», Мурманская областная обществен­ ная организация инвалидов-саамов «Саамский союз», Мурманская област­ ная общественная организация «Ассоциация кольских саамов» и общест­ венная организация саамов Мурманской области). Как видно, далеко не все национальности Мурманской области охва­ чены этим видом деятельности, и соотношение количества носителей эт­ нических признаков и количества национально-культурных объединений далеко не пропорционально (на 1 769 саами (0,2% населения Мурманской области) 6 организаций, на 675 евреев (0,07 %) - 5). Такой факт зафикси­ рован и в другом пограничном регионе —Калининградской области. Ана­ лизируя этнонациональные и этнокультурные факторы социокультурной динамики названной территории, Н.В. Живенок констатирует, что числен­ ность этнокультурных организаций в области значительно превышает уро­ вень их представленности в других регионах России, а их количество об­ ратно пропорционально численности их этносов в Калининградской об­ ласти. Например, литовцы учредили 9 национально-культурных обществ, немцы - 7, украинцы —6, поляки —4, русские —3 (2003). В то время как ли­ товцы составляют в Калининградской области 1,9% населения, немцы — 0,63%, украинцы - 7,5%, поляки —0,5%, а русские - 78%’. По отношению к Мурманской области такое положение с количеством национально- культурных объединений связано не с успешной адаптацией этноса (или его элиты) в социальное пространство региона, как в Калининградской об­ ласти2, а, по нашему мнению, с попыткой этнического . самоутверждения. Достаточно большая активность по формированию объединений среди бе­ лорусов (3 национально-культурных объединения на 20 335 носителей эт­ носа, 2,27% населения области) обусловлена, возможно, и поддержкой на межгосударственном уровне: в г. Мурманске есть отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Живенок Н.В. Пограничный регион в социальном пространстве России (на примере Калининградской области): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - СПб., 2006. - С. 31. Там же. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz