Иванищева, О. Н. Коллективный портрет этнической региональной личности (на материале жителя Мурманской области) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 81-98. – Библиогр. в подстроч. примеч.
ши —общностей, сохранивших свое этническое самосознание несмотря на смену языка1. Думается, это положение относится и к саами. По И.Ф. Уша кову, по опросу 1785 г. все лопари-мужчины и 70% женщин владели рус ским языком (разговорной речью). Лопари знали многие русские песни, сказки, поговорки. Многое перенимая у русских, лопари сохраняли родной язык и самобытную культуру2. Прав М.В. Дьячков, утверждая, что, утра чивая свой родной язык и культуру, саамы в Швеции и Норвегии не стано вятся ни шведами, ни норвежцами3. Сохранение своей культуры и своего языка не является, конечно, залогом сохранения этнического самосозна ния, но оно - важная его часть. Кроме того, сохранению этнического соз нания способствуют общественные институты. Согласно данным ведомственного реестра зарегистрированных не коммерческих организаций Управления на территории Мурманской облас ти осуществляют деятельность 9 некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме - национально-культурная автономия. Кроме того, в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерче ских организаций Управления содержатся сведения о 12 общественных объединениях, созданных по национальному признаку4. Как национально-культурные автономии зарегистрированы местная чувашская национально-культурная автономия г. Мурманска, обществен ная организация «Национально-культурная автономия украинцев Мурман ской области», 2 организации белорусов (общественная организация «Се вероморская местная национально-культурная автономия ‘Белорусы Севе роморска’» и мурманская местная национально-культурная автономия ‘Бе лорусы Мурмана’), 2 организации саами (общественная организация «Мончегорская городская национально-культурная автономия коренного малочисленного народа саами» и общественная организация «Ловозерская районная национально-культурная автономия коренного малочисленного народа саами») и 3 организации евреев (местная Еврейская национально культурная автономия г. Мурманска «ЗОАР», местная Еврейская нацио нально-культурная автономия г. Мончегорска «ЛИКУД» и Еврейская на ционально-культурная автономия Мурманской области). Как общественные объединения, созданные по национальному при знаку, зарегистрированы региональные общественные организации «Объе- Кузнецова А.И. Старые социолингвистические материалы и возможность их нового прочтения (к вопросу об изменении интерпретаций в социолингвистике) // Языки Рос сийской Федерации и нового зарубежья: Статус и функции. - М.: Эдиториал УРСС, ^ 2000. - С. 26-27. Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследования. Мурманск: Книжное изд-во, 1998. - Т. 2: Кольский Север. - С. 272-273. Дьячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах: Пособие для ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Ин-т национ. проблем образования МС РФ, 1993. - С. 13. Источник: ответ Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области (28.04.2008 № 2824-08) на запрос автора настоящего исследования. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz