Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ставлен следующий материал (пунктуация и стиль оригинала сохранены): Какие ягоды растут в тундре? В нашей тундре растут различные ягоды? Летом много-много морошки собираем, она рано созревает. Потом созре­ вают черника, брусника, и вороника. Саамы с удовольствием едят различ­ ные ягоды. Растут ли в тундре грибы? Да, в тундре растут самые раз­ ные грибы. Едят ли саамы грибы? Как не едят! Едят грибы, но мало. Ле­ том охотно едят грибы олени. Какие деревья растут в тундре? В тундре растут: ивы, кривые березки, осины, кусты вереска [14, с. 51]. Разговор­ ники, конечно, представляют собой специфичный тип литературы, но оп­ ределенную культурологическую информацию из него можно получить. В частности, приведенные выше фразы показывают кулинарные предпочтения саамов, а также типичные и важные для сознания саамов ягоды и деревья. Наличие лакун в лексической системе кильдинского саамского языка ставит вопросы, которые не решить силами лингвистов, они требуют меж­ дисциплинарного подхода. Так, ягель по ботанической классификации от­ носится к лишайникам, но слово лишайник отсутствует в нашем материа­ ле, а слово мох ( сёфьтэр, сёххьтер, сяххтар ) есть. Необходимо отметить, что ягель еще называют оленьим мхом. Востребованность реалии лишаи (лишайник) в культуре саамского народа налицо: ими питаются северные олени. Ср.: Пищи никакой, кроме подножного корма, олень не требует ни зимой, ни летом, а потому содержание стада стоит чрезвычайно мало. Ест олень, главным образом, мох, ягель, лишай, летом - листья карликовой бе­ резы и полярной ивы, молодую осоку, цветы и ягоды полянки и морошки, травы, растущие по берегам озер, которыми изобилует Север. Не менее охотно олень поедает грибы и выпивает яйца гусей, уток и других птиц, которые он находит весной. Олень поедает особый гриб, ёрръккумпар, гриб, который вырос до больших размеров, замерз, а зимой стал оленьим лаком­ ство (букв.: олений гриб) [ИЭ, с. 64]; ыдэ эххт кумпар - пуаз еадтэй - появился гриб - стадо двинулось. Но во второй половине лета, когда поя­ вились ягоды и грибы, когда много всякой травяной и кустарниковой зеле­ ни, - уже человек находится во власти оленя: он идет туда, куда идет олень. Это время - время кормки оленей. В особенности олени любят гри­ бы; в поисках грибов они рассыпаются на большом пространстве, и чело­ веку - оленьему пастуху - в это время много хлопот около оленей. В это время олень хорошо отъедается. Олени очень любят грибы, ох как любят! Как только в начале июля грибы появились, бригадир отправляет пастухов следить, чтобы олени из нашей тундры териберской не ушли в воронин- скую или ловозерскую тундру. Они за грибами пойдут - до Москвы дой­ дут, лишь бы грибы были! Носители саамского языка - оленеводы расска­ зывают, что оленят вскармливали ухой [ИЭ, с. 65]. В материале семантического поля «Растения» представлены следую­ щие оппозиции: эквиполентные («твердая/зрелая» (о морошке): чоарэхь [АН, с. 341] -лаШех [К09, с. 146]), привативные («съедобный/несъедобный»: 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz