Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ЧЕЛОВЕК (духовная культура) Разделы поля: МИФОЛОГИЯ; ФОЛЬКЛОР; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА; ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО; ОБРЯ­ ДЫ; ИГРЫ; НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ Анализ семантического поля кильдинского саамского языка «Се­ верный олень» позволяет выделить следующие типы оппозиций: эквипо- лентные (например, «дикий/домашний», «самец/самка», «взрослый/дете­ ныш»), привативные (например, «рогатый/безрогий», «способный к вос­ произведению потомства/не способный к воспроизведению потомства», «ведущий стадо/не ведущий стадо»), градуальные (например, «меньшая степень признака/большая степень признака (лечь, обессилев/лечь отды­ хать (о животном); белый/грязно-белый)», «возраст», «масть»). Особого внимания заслуживает оппозиция «дикий олень/домашний олень», которая в той или иной степени отмечена во всех языках коренных народов Севера, занимающихся оленеводством (см.: [23; 86; 87; 106; 112 и др.]). Однако количество лексем, означающих диких оленей, несопоста­ вимо с количеством лексем со значением «домашний олень». Так, в лекси­ ке канинских ненцев, например, нет специальных названий дикого оленя, кроме ‘ илебча ’ (букв, ‘средство жизни’), причины этого явления М.Я. Бар- мич видит в отсутствии охоты на диких оленей [18, с. 163]. Оленеводство является главной отраслью хозяйственной деятельно­ сти саамов. Представляя две противоположные точки зрения на происхож­ дение оленеводства (оленеводство недавнего происхождения, притом строго локализовано; оленеводство древнего происхождения, возникшее независимо в разных районах ойкумены), З.Е. Черняков показывал, что они основаны на неверных предпосылках: те и другие рассматривают оле­ неводство как некую отрасль скотоводства. Как утверждал ученый, в отли­ чие от домашнего скота, олени - полудикие животные, приручение кото­ рых не похоже на приручение лошадей, коз, свиней и т.д. Человек приспо­ собился к годичному циклу передвижения оленей, то есть не человек при­ ручил дикаря, а этот последний «приручил» к себе человека [160, с. 52-53]. В саамских преданиях родоначальником саамов является Мяндаш, рож­ денный женщиной от дикого оленя (см. обзор в: [24]). Раздел поля «Олень как дикое животное» в кильдинском саамском языке представлен в нашем материале лексемой коаннЬт (дикий олень) [АН, с. 105; К, с. 148; АФ, с. 117], связанной с лексемами коанн£тлэ (прям., перен. убить кого-что (быстро) [АФ, с. 117]), коаннЬтэ (убить) [АН, с. 105; К, с. 40], что приводит к прямым ассоциациям с охотой. В каждом разделе семантического поля «Северный олень» выделя­ ются дифференциальные признаки. В разделе «ОЛЕНЬ» выделяются оппо­ зиции эквиполентные (самец/самка, есть/голодать, телиться/рождаться), привативные (болезнь/отсутствие болезни), градуальные (степень дейст­ вия, движения). В разделе «ОЛЕНЬ КАК ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ» оппози­ 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz