Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
манси, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Поэтому одной из задач исследо вания было сопоставление семантического поля в этих языках с учетом имеющихся лексикографических источников. Сравнительный анализ пока зал, что названий оленя по масти в кильдинском саамском языке меньше, чем в других языках народов, занимающихся оленеводством. Ср. с чукот ским языком: celvcecek. (прил.) —олень серого или коричневого цвета, одна задняя нога в белом «чулке» [23, с. 24]; jaqblgbn (сущ.) - белый олень, имеющий черную спину [23, с. 59]; jiqblgbn (сущ.) - олень беляк (белова тый с коричневой полосой на спине) [23, с. 64]. Ср. с юкагирским языком: иранал (сущ.) - олень светло-коричневой масти [87, с. 98]; йарахадъаа (сущ.) - олень серой масти с беловатой шерстью по бокам [87, с. 15]; йодун подьарха - олень с пестрым носом (нос имеет разный цвет) [87, с. 122]; йенгурчиэ (сущ.) - пестряк (название оленя по масти) [87, с. 146]; чаВинньаавийаа - олень, имеющий белизны на камусе задней ноги около сустава [87, с. 301]; нъамучаа (сущ.)-олень красноватой масти (комм.: олень красной масти немного краснее оленя серой (песочной) масти) [87, с. 306]). Обширный языковой материал по хантыйскому языку представлен в [112], где есть названия оленей светлой, пестрой и темной масти [112, с. 71]. В данных примерах из языков этносов, занимающихся оленеводст вом, видно, что степень антропоцентричности в данной группе названий оленя минимальна: внешние признаки животного отражаются в лексико семантической системе, а значит, в языковой картине мира. Ограничений в лексико-семантической системе, связанных с особенностями человеческой деятельности, а именно промыслами и хозяйственной деятельностью этно са, в разделе «Масть животного» не наблюдается. Думается, что выделение оттенка цвета на теле животного или его части связаны лишь с необходи мостью выделения животного в стаде (функция, которую у саамов выпол няют клейма). Деление по половому признаку (самец/самка) также относится к группе, отмеченной наименьшей степенью антропоцентричности: оаресь пуаз - самец оленя; нщдлэсс пуаз - самка оленя. Как видно из примеров, для выражения различия пола использовано словосочетание (букв, самец- олень, самка-олень). Все остальные разделы в семантическом поле «Северный олень» ан- тропоцентричны: выделение смысла и оформление в отдельное слово не посредственно связано с важностью объекта, признака или действия для практической деятельности человека. Так, детализация названий оленя по возрасту показывает их тесную связь с промысловой деятельностью и всем укладом жизни кольских саамов. Ср. подобное мнение для ненецкого язы ка в [18, с. 155]. Анализ лексем, относящихся к полю «Северный олень», позволил нам составить следующий образец словарной статьи тезауруса кильдин ского саамского языка: 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz