Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
также различны: традиционная систематизация лексического материала (род-вид) в тематическом словаре и дополнительная к традиционной про тивопоставленная систематизация в идеографическом тезаурусе. Противопоставленность может быть основным принципом описания тезауруса языка. Ф. Барт подчеркивает, что необходимым условием суще ствования категориальных этнических различий является не отсутствие мобильности, контактов и информации, а наличие социальных процессов исключения и включения, посредством которого дифференциальные при знаки продолжают сохраняться [170, с. 10]. Принцип отбора ряда культурных смыслов для идентификации объ екта в социуме, построенный на механизме включения и исключения како го-либо признака, может быть применим и для такого этноспецифического явления, как язык. В процессе функционирования (рождения, жизни и смерти) язык приобретает или отсеивает такие культурные смыслы, пред ставленные фоновыми знаниями носителя языка, которые позволяют язы ку, а значит, этносу, сохранить свою идентичность. Представляется возможным предположить, что принцип противо поставленности может иметь место при построении тезауруса исчезающе го языка коренного малочисленного народа Севера. Такому расположению способствует сам языковой материал. Как нам кажется, принцип противо поставленности поможет выявить специфику языка, картину мира этноса и, как следствие, основу этнокультурной идентичности. Оппозитивные отношения являются, как известно, способом концеп туализации языкового пространства. Оппозитивность в разных ее проявле ниях имеет интегральный признак - противопоставленность. Признаками оппозитивности являются следующие: наличие основания для сравнения; маркированность/немаркированность; специфика различий (качественная, количественная, истинность, ложность, симметричность, асимметрич ность). Обнаружить противопоставленность можно, например, с помощью компонентного анализа. При этом обнаруживаться следующие соотноше ния сем: наличие противоположных сем; наличие/отсутствие сем (лаку нарность) (см., например: [89]). Кратко представим оппозиции, которые можно выделить в собран ном материале кильдинского саамского языка: 1. противопоставленность по полу ( чуххч - глухарь; куэххъпель - глухарка); 2. по месту обитания ( кёрем , кёррем; чарр рыИп - тундряная куропатка; кёрэм - горная куропат ка; лЯммт рыкп - лесная куропатка); 3. родо-видовые оппозиции ( чадзъ- лоанЬт - утка; чуэддЬк - звонуха (дикая утка)); 4. функциональная значи мость (вуНптэй, вукпъей - задний [рулевой] гребец; алльсай олма - рыбак, который остается на берегу в месте, откуда началась установка невода; нуххът киххчэй олма - рыбак, который остается в лодке и следит за тем, чтобы невод вытягивался равномерно; нуххът нуррь кёзэй - рыбак, вытя гивающий невод; туэррпэй олма - рыбак, который при помощи палки бьет 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz