Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
Нам представляется возможным выявить специфику языка через особый подход к сбору языкового материала для представления в словар ной статье. В этом подходе может отразиться антропоцентричный подход, связанный с интуицией носителя языка и интуицией лингвиста, для кото рого данный язык не является родным. Особо важно это для языков корен ных народов Севера, в том числе исчезающих. Антропологическая лингвистика предполагает несколько направле ний изучения языка, в том числе язык и культура. При обсуждении про блем «язык и культура» на примере языка коренного малочисленного на рода важны, с нашей точки зрения, следующие положения антропологиче ской лингвистики: тема человеческого фактора предполагает рассмотрение антропологически обусловленных свойств языка; некоторые свойства язы ка объясняются системно-нормативными ограничениями, связанными с особенностями человеческой деятельности, а также коммуникативно ситуативным характером человеческого общения; какие конститутивные свойства человека коррелированы со свойствами языка и в какой мере специфическая организация человека предопределяет форму языка и его особенности; введение понятия «картины мира» в антропологическую лингвистику позволяет различать два вида влияния человека на язык - фе номен первичной антропологизации языка (влияние психофизиологиче ских и другого рода особенностей человека на конститутивные свойства языка) и феномен вторичной антропологизации (влияние на язык различ ных картин мира человека - религиозно-мифологической, философской, научной, художественной) (см.: [123, с. 9-11]). В нашей работе антропоцентричный подход означает рассмотрение антропологически обусловленных свойств языка, в первую очередь тех, ко торые объясняются системно-нормативными ограничениями, связанными с особенностями человеческой деятельности, а также коммуникативно-ситуа тивным характером человеческого общения. Как отмечают исследователи, обозначение в виде отдельных лексем получает то, что играет важную роль в жизни этноса и является ценностным для него (см. о китайском языке в [47]). Таким образом, антропоцентричный подход, представленный в рабо те В.М. Алпатова, может проявляться в выявлении широкого культуроло гического фона слова. Антропоцентричность языка как отпечатка мыслительной деятель ности человека уже давно и плодотворно исследуется лингвистами. Под черкивается, что человек в языке не только выражает свое отношение к миру, но и отражает себя [97, с. 55]. Анализ некоторых словарей языков народов Севера, имеющих ту же культурную модель, что и саамский этнос, показал, что специфика таких языков состоит в особом потенциале, который объективируется с помо щью таких процедур, как толкование значения слова и представление его сочетаемости. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz