Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

наряду со словом ( вуайя - небольшая речка в болоте; арехъ - годовалый самец оленя; вубресъ - трехлетний олень-самец). Поэтому подчас неясно, в какую группу записывать слово и словосочетание. «Остатки» лексической системы, которые еще удается записать и ис­ следовать в исчезающем языке, указывают на тот факт, что основным фак­ тором сохранения языка и его лексики в том числе является востребован­ ность в деятельности этноса, будь то деятельность практическая (промыслы, например) или осознание своего места в мире (лексика духовной культуры). Поэтому в следующем словаре нами была выдвинута гипотеза о дру­ гом расположении слов кильдинского саамского языка (не по тематическим группам, как в «Словаре лексики духовной культуры кольских саами» [ИБ] и «Словаре лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов» [ИЭ]). В словаре «Зоонимикон кильдинского диалекста саамского языка» [ИМ] мы пришли к мысли использовать другую схему описания животного: I блок (биологическая информация) 1) описание животного (частей тела); 2) среда обитания, питание; 3) рождение детенышей; 4) виды животного (цвет); II блок (значение для человека) 5) предмет охоты, ловли/домашнее животное: 6) значение для человека (что человек получает от этого животного); 7) условия выращивания животного; III блок (фольклор) 8) образы животного в сказках, мифах, гаданиях, верованиях, шаман­ стве, литературе; 9) метафорический облик (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры); 10) прозвища (сравнения с человеком); 11)клички. В данной схеме более или менее четко, как нам кажется, определены концептуальные границы двух полей: Вселенная и Человек - биологиче­ ские характеристики животного и его значение в жизни и деятельности че­ ловека. Используя термины А. Вежбицкой, их можно назвать функцио­ нальными и топографическими признаками (см: [110, с. 11]). В наших ра­ ботах это обозначено как описание и роль. Третий блок (фольклор) мыс­ лится нами как отображение дологического представления (см.: на систему понятий логических в процессе формирования лексического состава на­ кладывались дологические суждения (мифы, суеверия) [60, с. 60]). В тезаурусном описании Оленя как наиболее разработанном вырисо­ вывается картина, которая позволяет сделать следующий вывод: антропо- центричность саамского языка представлена в своей высшей степени. Все признаки и характеристики оленя как животного выделяются, оформляют­ 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz