Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
Мчаться в карьер; Идти шагом; Бежать, мчаться; Ходить кругом; Бро саться (с места); Бежать галопом; Мчаться, нестись ); Действия оленя, связанные с физиологическими потребностями ( Кормиться; Есть грибы (об оленях); Жевать; Голодать; Освободиться от шкурки)-, Действия, свя занные с отелом ( Телиться; Родиться)', Действия, связанные с пребывани ем в стаде ( Быть в стаде; Собраться в кучу (о стаде); Бежать (о стаде); Разбредаться; Отбиться от стада)', Действия оленя, связанные с содер жанием на привязи и иманием ( Быть освобожденным от игны; Биться (на аркане))', Другие действия оленя ( Опрокидывать; Поднять на рога; Разжиреть; Дохнуть, сдохнуть; Превращать землю в пыль; Защищаться от насекомых)-, Корм оленей; Болезни оленей и гнус ( Названия болезней оленя; Названия гнуса)-, Разделы поля: ОЛЕНЕВОДЫ И ОЛЕНЕВОДЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕ НИЯ; СНАРЯЖЕНИЕ ОЛЕНЕВОДА; РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ОЛЕ НЕЙ; ОЛЕНЕГОННАЯ СОБАКА; МЕСТА И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ВЫ ПАСА, СОДЕРЖАНИЯ, ПОДСЧЕТА И ВЫБРАКОВКИ ОЛЕНЕЙ; Раздел поля: ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ И ВЫПАСОМ ДОМАШНИХ ОЛЕНЕЙ (Действия, связанные с содержанием оленей (Держать', Пасти\ Таврить; Накормить досыта-, Охранять', Стать пастухом-, Обзавестись оленем-, Лишиться оленей)-, Действия, связанные с перегоном оленей; Действия, связанные с обучением оленей; Действия, связанные с кастрацией оленей; Действия, связанные с содержанием оле ней на привязи; Действия, связанные с доением оленей; Действия, связан ные с выпасом); Раздел поля: УПРЯЖНО-НАРТЕННОЕ ОЛЕНЕВОДСТВО; Раздел поля: ВЬЮЧНОЕ ОЛЕНЕВОДСТВО; Раздел поля: ЗАБОЙ ОЛЕНЕЙ; Раздел поля: ВЫДЕЛКА ОЛЕНЬИХ ШКУР (Шкуры по возрасту оленя; Шкуры по назначению; Шкуры по качеству; Шкуры по степени вы делки; Действия, связанные с выделкой шкур). Разделение слов на тематические группы выявило много несоответ ствий, что всегда происходит, когда в основу тезауруса кладется принцип тематической группы: часто слова входят не в одну группу, а принадлежат нескольким, неясны основания разделения групп, часто они субъективны, потому что у исследователя нет достаточно знаний в области культуры конкретного народа и др. О недостатках принципа расположения по тема тическим разделам писали многие, в том числе Ш. Балли во «Французской стилистике» [15, с. 153]. Трудности и сомнения в правильности выбранного пути «обеспечи вают» для нас и грамматические особенности кильдинского саамского язы ка, в частности распространенный вид грамматической связи соположение (например, единство (спаянность) слова в его смысловом отношении в сло восочетании: вунтас рыннт - песчаный берег; оаресь пуаз - самец оленя) 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz