Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

2. Пространство, место. 2.6. хорошее место - плохое место; 16. Справедли­ вость - Несправедливость; 83. Одежда, Обувь. 83.1. хорошая одежда; 83.2. плохая одежда; 83.3. голый, отсутствие одежды [136]. Необходимость определения степени близости слов по значению привела к выявлению способов этого определения: обнаружились способы изучать сочетаемость слов, проводить ассоциативные эксперименты, по­ скольку ассоциации - естественные классификаторы понятийного содер­ жания лексики языка [104, с. 44], сопоставлять дефиниций словарей на предмет выявления отличий, которые являются существенными для отгра­ ничения одного имени от другого. Семантическое поле ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, особенно в части Бытие ; Качества и состояния ; Отношение, порядок, ценность ; Число и количество ; Пространство ; Время', Причина-, Движение', Изменение, опи­ сывается с ясной установкой на антропоцентичность языка. По мнению В.Б. Касевича, время трактуется, как пространство: субъ­ ектно-реляционно, а не объектно-реляционно [62, с. 42]. Описания того, каковы отношения между семантическим полем ЧЕ­ ЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ (без человека), в литературе нам пока не встрети­ лось. А тем не менее лексика природного окружения (растительный и жи­ вотный мир, географических объектов - то есть ВСЕЛЕННАЯ без челове­ ка) привлекала и привлекает внимание исследователей, в том числе и фин­ но-угорских языков [110]. Исследователи пытаются реконструировать кар­ тину мира для каждой тематической группы и занимаются по большому счету семантическим описанием с привлечением типологического и эти­ мологического материала. В основу нашего исследования мы положили гипотезу об особой степени антропоцентричности такого исчезающего финногугорского языка, как саамский, и его большей связи с дологическим мышлением, что связа­ но с исконным представлением человека как части природы у носителей саамского языка. Для такого утверждения, конечно, требуется огромный массив язы­ кового материала, типологически сходного и несходного, тщательное изу­ чение мифологической основы не одного народа и не только финно- угорского. Наши исследования лексики кильдинского саамского языка, ве­ дущиеся полевые и научные исследования с 2007 года, осложнены многи­ ми обстоятельствами, но позволили сделать и несколько предположений. В числе осложняющих обстоятельств следует указать социолингвисти­ ческую ситуацию с саамским языком, отсутствие живой языковой среды, практическое отсутствие академического изучения языка, отсутствие полной базы данных по языку, всех типов словарей, кроме переводных, малая изу­ ченность языка (например, не проводилось ассоциативных экспериментов). Анализ языкового материала, даже имеющегося в нашем распоряже­ нии, еще не закончен, но некоторые исходные позиции уже нами определены. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz