Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
2. Пространство, место. 2.6. хорошее место - плохое место; 16. Справедли вость - Несправедливость; 83. Одежда, Обувь. 83.1. хорошая одежда; 83.2. плохая одежда; 83.3. голый, отсутствие одежды [136]. Необходимость определения степени близости слов по значению привела к выявлению способов этого определения: обнаружились способы изучать сочетаемость слов, проводить ассоциативные эксперименты, по скольку ассоциации - естественные классификаторы понятийного содер жания лексики языка [104, с. 44], сопоставлять дефиниций словарей на предмет выявления отличий, которые являются существенными для отгра ничения одного имени от другого. Семантическое поле ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, особенно в части Бытие ; Качества и состояния ; Отношение, порядок, ценность ; Число и количество ; Пространство ; Время', Причина-, Движение', Изменение, опи сывается с ясной установкой на антропоцентичность языка. По мнению В.Б. Касевича, время трактуется, как пространство: субъ ектно-реляционно, а не объектно-реляционно [62, с. 42]. Описания того, каковы отношения между семантическим полем ЧЕ ЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ (без человека), в литературе нам пока не встрети лось. А тем не менее лексика природного окружения (растительный и жи вотный мир, географических объектов - то есть ВСЕЛЕННАЯ без челове ка) привлекала и привлекает внимание исследователей, в том числе и фин но-угорских языков [110]. Исследователи пытаются реконструировать кар тину мира для каждой тематической группы и занимаются по большому счету семантическим описанием с привлечением типологического и эти мологического материала. В основу нашего исследования мы положили гипотезу об особой степени антропоцентричности такого исчезающего финногугорского языка, как саамский, и его большей связи с дологическим мышлением, что связа но с исконным представлением человека как части природы у носителей саамского языка. Для такого утверждения, конечно, требуется огромный массив язы кового материала, типологически сходного и несходного, тщательное изу чение мифологической основы не одного народа и не только финно- угорского. Наши исследования лексики кильдинского саамского языка, ве дущиеся полевые и научные исследования с 2007 года, осложнены многи ми обстоятельствами, но позволили сделать и несколько предположений. В числе осложняющих обстоятельств следует указать социолингвисти ческую ситуацию с саамским языком, отсутствие живой языковой среды, практическое отсутствие академического изучения языка, отсутствие полной базы данных по языку, всех типов словарей, кроме переводных, малая изу ченность языка (например, не проводилось ассоциативных экспериментов). Анализ языкового материала, даже имеющегося в нашем распоряже нии, еще не закончен, но некоторые исходные позиции уже нами определены. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz