Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

принципу) построен «Сопоставительно-ономасиологический словарь диа­ лектов карельского, вепсского и саамского языков» [СОС]. Эта схема, представленная как традиционная, обсуждается в специ­ альной литературе. В частности, высказывается мнение о недостаточной или неравномерной изученности этих классов (семантических полей). По данным Ю.Н. Караулова, из 82 рубрик затронуты в описаниях разных язы­ ков менее половины. Ю.Н. Караулов видит перспективы развития тезау- русного описания лексики выявления своеобразного «указателя мотивов» по аналогии с фольклором [60, с. 56-57]. Разделы в разных синоптических схемах тезаурусов подобны, хотя и отличаются разной степенью абстракции (от грамматической до онтологи­ ческой и гносеологической). Так, в «Русском семантическом словаре» под ред. Н.Ю. Шведовой - в толковом словаре, систематизированном по клас­ сам слов и значений - за исходное членение лексики взято членение на части речи. Поэтому схемой расположения слов является следующая: слова указующие, именующие, собственно связующие и собственно квалифици­ рующие [126, с. VIII]. В «Идеографическом словаре русского языка» О.С. Баранова основ­ ное понятия статьи - это абстрактные понятия, такие как сущность и связи, сравнительные связи, соединительные связи, состав, система, количество и т.д., а подразделы организованы по типу общее/частное, целое/часть [17]. В «Русском идеографическом словаре» под ред. Н.Ю. Шведовой вы­ деляются 6 разделов («миров»): (1) «Мир, воспринимаемый человеком как всё высшее, непостижимое или непонятное, таинственное, либо, напротив, как то, что дано человеку искони, как извечно предопределённое»; (2) «Мир как то, в условиях чего всё существует, развивается, взаимодействует и воспринимается человеком не только как от него не зависящее, но как оп­ ределяющее само его существование на Земле»; (3) «Мир, естественно ок­ ружающий человека, им непрерывно познаваемый и активно осваивае­ мый»; (4) «Собственно мир человека: он сам»; (5) «Мир, создаваемый че­ ловеком в обязательном взаимодействии с другими людьми и составляю­ щий его собственное - узкое или широкое - и необходимое окружение»; (6) «Мир, создаваемый человеком как высшее обобщение деятельности его ума и духа». Внутри мира концепты часто образуют пары по принципу противопоставленности: Добро - Зло, Ум - Глупость. Хотя не всегда этот принцип востребован: есть тройки концептов [38]. В «Словаре-тезаурусе современной русской идиоматики» под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского в синопсисе - служебной части сло­ варя - указаны таксоны (группы) и подтаксоны (подгруппы), которые упо­ рядочены по степени абстрактности. Синопсис обнаруживает логическую структуру организации материала, которая представляет собой противо­ поставленные смысловые группы: например, 1.2. Параметры времени. 1.2.1. быстрота, скорость; 1.2.1.1. быстро, скоро; 1.2.1.2. долго, медленно; 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz