Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

ГЛАВА 4. ТЕЗАУРУС КИЛЬДИНСКОГО СААМСКОГО ЯЗЫКА 4.1 Общие положения Тезаурусом мы называем словарь, где слова-понятия расположены в определенной системе, отражающей вхождение одних смыслов в другие, более общие. В иной терминологии такой словарь называется идеографи­ ческим. На тот факт, что идеографический словарь отражает видение мира определенного народа, указано уже неоднократно. Если бы можно было составить такой словарь, то мы бы получили систему знаний о мире, свя­ занную с местом данного народа в пространстве. Определение такого мес­ та может быть признаком, по которому человек определяет себя и как часть этноса. Создание тезаурусов сводится к решению двух проблем: что выно­ сить в качестве ведущего (заглавного) слова и по какому принципу отби­ рать разделы (поля). Важно отметить, что заглавным словом в тезаурусе является, по оп­ ределению Л.В. Щербы, слово-понятие [167], а по мнению Н.Ю. Шведо­ вой, концепт [125]. В «Русском идеографическом словаре» Н.Ю. Шведова опирается на идеи, исходящие от самого языка - смыслы собственно бытия, дейст­ вия, состояния, признака, количества, места, времени, цели, причины. Предметом описания в «Русском идеографическом словаре» является кон­ цепт и его смысловая парадигма. Концепт («ключевой» концепт, или «ве­ ликий» концепт) определяется в словаре как исторически сложившаяся по­ нятийно-языковая целостность, то есть отлившееся в слово, им материали­ зованное, в него вмещённое понятие, относящаяся к духовному, менталь­ ному миру жизни человека либо к материальной жизнеобеспечивающей, жизнеобразующей сфере его бытия [125]. Понятно, что принципиального различия в позициях Л.В. Щербы и Н.Ю. Шведовой нет. Это в любом случае слово (форма) с вмещенным в не­ го понятием, смыслом (содержание). В истории идеографических словарей (тезаурусов) представлено не­ сколько синоптических схем. Так, синоптическая схема Халлига-Вартбурга представляет 3 класса: Вселенная (без человека); Человек; Человек и Все­ ленная. Поля в разделе Вселенная: Небо и небесные тела; Земля; Расти­ тельный мир; Животный мир. Поля в разделе Человек: Человек как живое существо; Душа и разум; Человек как общественное существо; Социальная организация и социальные институты. Поля в разделе Человек и Вселен­ ная: A priori (Бытие; Качества и состояния; Отношение, порядок, ценность; Число и количество; Пространство; Время; Причина; Движение; изменение) и Наука и техника. По схеме Халлига-Вартбурга (понятийно-тематическому 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz