Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.
3.4 Выводы по главе Словари коренных малочисленных народов представляют собой уни кальное образование, если речь идет об умирающих языках. Обобщая опыт создания словарей лексики духовной и материальной культуры кольских саамов, я считаю, что в подобных словарях грань между лингвистическим и энциклопедическим словарем стирается, как в корне меняется и функция словаря. На первый план выступает его гносеологическая функция, что обусловлено спецификой пользователя такого словаря. Пользователь, носи тель саамской культуры, не владеет саамским языком. Такое положение выходит за рамки соотношения, принятого в традиционной лексикографии: пользователь словаря должен быть носителем или не-носителем языка. Специфично в словарях лексики саамского языка и его наполнение: слов ник и содержание дефиниции. Словник отражает языковую картину мира коренного малочисленного народа, представляющую образ жизни народа и облик его культуры. Содержание дефиниции такого словаря представляет собой слепок фоновых знаний носителей саамского языка и культуры. При этом ведущей является ориентация на кумулятивную функцию языка, ко торая обеспечивает накопление и сохранение вербализованного опыта ду ховной и материальной жизни народа, а естественным обращение к когни тивной, а не коммуникативной сущности фоновых знаний. Дефиниция при этом представляет собой обширный культурологический комментарий, от вечающий уровню обыденного познания коренным малочисленным наро дом окружающего мира. Таким образом, словари лексики духовной и мате риальной культуры кольских саамов не вписываются в строгие рамки традиционных классификаций словарей: разграничение лингвистически/ энциклопедические, ингвокультурологические/лингвострановедческие раз мывается, когда речь идет об умирающих языках. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz