Иванищева О.Н. Саамский язык: сохранение языка в эпоху глобализации. Мурманск, 2016.

3.4 Выводы по главе Словари коренных малочисленных народов представляют собой уни­ кальное образование, если речь идет об умирающих языках. Обобщая опыт создания словарей лексики духовной и материальной культуры кольских саамов, я считаю, что в подобных словарях грань между лингвистическим и энциклопедическим словарем стирается, как в корне меняется и функция словаря. На первый план выступает его гносеологическая функция, что обусловлено спецификой пользователя такого словаря. Пользователь, носи­ тель саамской культуры, не владеет саамским языком. Такое положение выходит за рамки соотношения, принятого в традиционной лексикографии: пользователь словаря должен быть носителем или не-носителем языка. Специфично в словарях лексики саамского языка и его наполнение: слов­ ник и содержание дефиниции. Словник отражает языковую картину мира коренного малочисленного народа, представляющую образ жизни народа и облик его культуры. Содержание дефиниции такого словаря представляет собой слепок фоновых знаний носителей саамского языка и культуры. При этом ведущей является ориентация на кумулятивную функцию языка, ко­ торая обеспечивает накопление и сохранение вербализованного опыта ду­ ховной и материальной жизни народа, а естественным обращение к когни­ тивной, а не коммуникативной сущности фоновых знаний. Дефиниция при этом представляет собой обширный культурологический комментарий, от­ вечающий уровню обыденного познания коренным малочисленным наро­ дом окружающего мира. Таким образом, словари лексики духовной и мате­ риальной культуры кольских саамов не вписываются в строгие рамки традиционных классификаций словарей: разграничение лингвистически/ энциклопедические, ингвокультурологические/лингвострановедческие раз­ мывается, когда речь идет об умирающих языках. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz